«Победа — это 5% таланта и 95% солёной работы!» — гласит девиз Романа Лукина на его страничке в социальной сети работников образования. Роман Сергеевич — учитель физкультуры в дзержинской средней школе № 70. Самый настоящий физрук. Но не тот, сериальный, Роман — совершеннейший его антипод: мягкий, тактичный, счастливый в семейной жизни — жена, инструктор по фитнесу, и двое замечательных малышей-дошкольников. Но есть у киношного физрука и героя нашей публикации и нечто общее: их объединяет любовь к детям и… к преодолению. Без него, уверен Роман, невозможно добиться успеха в чём бы то ни было. А ещё он находится в постоянном поиске — новых форм и методик работы. И, конечно, себя.
Дело в том, что после окончания учебных часов в школе рабочий день Романа Лукина не заканчивается. Его ждут другие детки, особенные — те, что приходят на занятия в «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Вот уже 20 лет этот центр, что находится у Вечного огня, помогает таким ребятишкам с отклонениями в физическом развитии стать полноправными членами общества. Роман работает там инструктором по лечебно-физической культуре. Хотя лично для него это нечто большее, чем просто инструктор ЛФК. Каждый маленький пациент со страшным недугом ДЦП, которого ему удалось в буквальном смысле поставить на ноги после курса реабилитации по специально разработанной методике, это его личная победа. За которой, напомним, 95 процентов напряжённого труда, причём как самого ребёнка и обязательно его родителей, так и инструктора.
Терпение и труд
У Романа Лукина своя система работы с детьми, больными ДЦП, она по-своему уникальна. «Я беру самое лучшее из имеющихся методик и анализирую исходя из собственного опыта и определённого багажа знаний в области анатомии, физиологии и спортивной медицины, — рассказывает Роман Сергеевич. — И я уверен, что можно достичь результата, выбрав самое ценное из различных методик. Даю максимальную нагрузку для активизации организма. С ДЦП можно бороться посредством выполнения определённых физических упражнений, которые выполняются не по 10−15 повторов, а 300−500 раз, чтобы сформировать реакцию организма, активизировать его и получить результат.
Не каждый выдержит такую нагрузку, многие не верят в достижение результата. Но он есть. Четыре ребёнка, больных ДЦП, которые посещали наш центр, пошли самостоятельно после таких курсов лечебной гимнастики. Но их может быть и больше…»
Роман сожалеет о том, что курсы реабилитации ЛФК в центре, предусмотренные программой оказания помощи его посетителям, не столь длительные, как необходимо для достижения устойчивого результата. Дело в том, что в дзержинском центре оказывается в основном социальная реабилитация. Курс из 20 посещений два раза в год — это всё же меньше, чем нужно такому больному ребёнку, чтобы стать полноценным членом общества, уверен инструктор ЛФК.
Его путь в адаптивную физкультуру был тернист и извилист. Спортом был увлечён с детства, учился в специализированном классе для пловцов и гимнастов в 183-й школе Сормовского района областного центра. Поэтому вопрос с поступлением в вуз почти не стоял: выбор пал на Нижегородский педагогический университет им. К. Минина, на факультет физической культуры и спорта. Одной из специализаций ещё во время учёбы стала дефектология, что в будущем пригодилось.
Первый педагогический опыт случился ещё во время учёбы в университете — во время академического отпуска, взятого после одной из травм, полученной на соревнованиях, коих было множество в карьере спортсмена. Так, в 1997 году состоялось его первое пришествие в школу, где он преподавал два года физкультуру.
После получения диплома в 2000 году устроился в Нижнем в областной центр реабилитации инвалидов тренером по гимнастике. А точнее, по лечебной физкультуре, а это своя специфика, не то что в гимнастике для здоровых. Но знания по дефектологии, полученные ещё в вузе, тут-то и пригодились. А также курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге на факультете дополнительного образования по специальности «лечебная физкультура». Курсы под руководством профессора Дмитрия Мосунова, известного тем, что он мог практически любого тяжело больного человека поставить на ноги с использованием не столько стандартных методов и приёмов, используемых в советской, а затем и российской системе ЛФК, а собственных наработок. Сам он в прошлом спортсмен-пловец, поэтому знал, как физические нагрузки на различные группы мышц воздействуют на них.
Спорт — это на всю жизнь
Однако в 2007 году у Лукина произошёл некий надлом в душе — ежедневные занятия с детьми-инвалидами давались тяжело не столько физически, сколько морально. Их боль и слёзы мало кого оставят равнодушным, но только через преодоление, прежде всего самим больным, можно достигнуть видимого результата, уверен Роман. «Жалости быть не должно, если хочешь увидеть эффект, — говорит он. — Люди надеются на специалистов, верят им. Несмотря на то, что физиология больных людей такая же, как и у здоровых, но процесс восстановления идёт у них чуть медленнее, чем у обычного человека. Чтобы был результат, организм нужно шокировать. Силовые нагрузки сегодня, завтра — растяжка и так далее. Но главное — это периодичность и регулярность».
Ну, а далее был снова спорт — куда ж без него. Точнее, фитнес. Работал инструктором в одном из нижегородских фитнес-центров. Достиг и там определённых высот. В 2008 году стал лауреатом премии «Фитнес-профессионал» в номинации «Персональный тренер», учреждённой журналом «Fitness Report», изданием для профессионалов фитнеса. Но и там через какое-то время «заскучал».
«Понимаете, фитнес уже стал не тот, — рассказывает наш герой. — Появилась целая фарм-индустрия для построения красивого тела, к чему многие, приходя заниматься фитнесом, конечно же, стремятся. Но одно дело долгими и упорными тренировками добиться накачанного и подтянутого тела, и совсем другое — при помощи различных биологических добавок и прочей химической продукции, зачастую приносящей здоровью больший вред от подобного „фитнеса“.
И многие, то ли в силу незнания, то ли от желания поскорее достичь результата, употребляют этот „допинг“ для мышц. Хотя красивое тело можно построить и без него. Главное — соблюдать принцип систематичности и регулярности занятий. Эти принципы схожи в работе что с больными, что со здоровыми людьми».
Несмотря на очень плотный рабочий график, Роман и сегодня остаётся в хорошей физической форме. Ведь спорт — это на всю жизнь. «Спорт очень сильно дисциплинирует человека, — говорит Роман Лукин. — Он становится организованным по жизни». Поэтому еженедельно 2−3 тренировки с полной отдачей, до приятной затем боли в мышцах.
От слова «культура»
Такой подход Роман старается культивировать и в школе, куда всё-таки вернулся преподавать физическую культуру. Сокращая название нелюбимого многими школьного предмета до пренебрежительной «физры», многие забывают о том, что это всё-таки тоже своего рода культура. Культура физического развития человека, без которого невозможна гармоничная личность, в чём твёрдо убеждён Роман Лукин.
«Уровень физического развития нынешних школьников сильно упал, — говорит Роман. — Прежде детей проще было заинтересовать к занятиям в различных кружках и спортивных секциях. Сейчас такого интереса на порядок меньше. Засилье гаджетов приводит к поголовной гиподинамии.
Связка „семья — школа“ сейчас работает не так, как раньше. „Зачем нам нужна физкультура, в жизни она не пригодится“, — рассуждает большинство современных детей. Поэтому посыл должен идти из семьи: не планшет совать ребёнку в руки, а вместе идти на каток, вставать на лыжи, садиться на велосипед. Собственный пример — лучший метод воспитания».
А ещё любовь и доброта, убеждён Роман. Поэтому его ученики — а это и первоклашки, и выпускники — отвечают взаимностью своему физруку. Роман Лукин, кстати, высококвалифицированный педагог первой категории. А ещё участник конкурса профессионального мастерства «Профи» в номинации «Искусство быть в профессии».
«Кто я на самом деле — педагог или специалист в области реабилитации? — говорит Роман Лукин. — Чаша весов склоняется в сторону лечебной физкультуры. Здесь я раскрываюсь как специалист и есть возможность обучаться. Здесь приходится постоянно искать что-то новое, перенимать опыт у коллег».
На уроке физкультуры он и сам не прочь подурачиться с детьми, а в центре приходится забыть о мальчишестве — работа строится не только с самим больным ребёнком, но и с его родителями. «Работа с детьми-инвалидами очень серьёзная, допустить ошибку тут нельзя, — говорит он. — Спустя годы, наверное, придётся сделать выбор, где остаться — в лечебной физкультуре или педагогике. Но пока я чувствую себя нужным и в школе, и в центре».
Ирина ТРАВКИНА