В поисках решения

Фото: d-ved.ru

Конец зимы принес много волнений и  забот сотрудникам городского транспортного МУП «Экспресс», как, впрочем, и  местному руководству, и  общественникам, радеющим за  его судьбу. Сменился директор учреждения, и  теперь речь уже идет о  самых кардинальных мерах оздоровления предприятия.

Сведущие люди признают, что проблемы муниципального транспортного предприятия копились десятилетиями. Они идут еще с  начала 1990-х годов, когда рушился Советский Союз. Тогда целый ряд градообразующих заводов в  Дзержинске сначала вступили в  полосу затяжного кризиса, а  потом и  вовсе приказали долго жить. К  рубежу веков пассажиропоток больших масс рабочих из  дома на  предприятия и  обратно сократился в  разы. Множество небольших компаний, возникших на  базе прежних индустриальных гигантов, предпочли возить своих сотрудников собственным автотранспортом. После этого печальная судьба трамвая в  Дзержинске, увы, была предопределена.

Конец трамвая
Самый большой в  Европе трамвайный маршрут, связавший Восточную и  Западную промышленные зоны, умирал постепенно. «Железные скороходы», прежде ходившие до  предприятия «Авиабор», сокращали путь своего следования до  «Корунда», а  потом и  вовсе до  трамвайного депо, расположенного в  конце проспекта Ленина.
В  итоге 10  декабря 2015 года в  Дзержинске было принято решение о  прекращении трамвайного движения. Постановлением местной администрации № 4128 трамваи исключены из  реестра муниципальных маршрутов электротранспорта, и  вскоре на  улицах их  заменили автобусы. Продиктовано это было, далеко не  в  последнюю очередь, требованиями безопасности, поскольку парк трамваев к  тому времени безнадежно устарел и  никак не  пополнялся.
Если не  считать единичного случая закупки нескольких бывших в  эксплуатации трамваев из  Иваново в  2009 году, самому молодому из  вагонов в  Дзержинске исполнилось в  2015-ом 23 года, а  остальные лет на  пять его старше. При этом нормативный срок службы вагона по  всем правилам не  должен превышать 15 лет. С  рельсами ситуация была еще хуже: в  среднем они прослужили по  полвека. Единственным резервом для их  замены оставалось то, что в  свое время поснимали с  ликвидированных участков маршрутов в  Восточной промзоне. За  год меняли примерно по  километру пути за  счет бывших в  употреблении рельсов  — они оказались в  чуть лучшем состоянии, нежели те, что эксплуатировались в  центральной части города.
Как итог все чаще и  чаще трамваи сходили с  рельсов, а  кроме того, в  ветхом электрооборудовании вагонов происходили короткие замыкания, приводившие к  пожарам. В  последние годы «железные скороходы» полыхали не  раз на  улицах Дзержинска прямо во  время рейса.

Льготы, ведущие к  краху
Есть такое крылатое выражение: благими намерениями вымощена дорога в  ад. Очень оно подходит к  истории муниципального транспортного предприятия Дзержинска. Первые проблемы МУПа, в  сущности, начались в  1990-х, когда региональными властями во  главе с  Борисом Немцовым и  городским руководством во  главе с  мэром Виктором Сопиным было решено ввести бесплатный проезд для пенсионеров. Время, конечно, было непростое, и  помощь социально незащищенному населению лишней не  стала. Однако именно эта поддержка послужила первым гвоздем в  крышку «гроба» МУПа, для которого никакой финансовой компенсации предусмотрено не  было.
Прошло совсем немного времени, и  наступило банкротство целого ряда пассажирских предприятий Дзержинска. В  общем, получилось, что благое дело для наших жителей власти сделали за  счет транспортных предприятий. Стоит  ли за  это строго судить руководителей, смертным страхом боявшихся народных выступлений и  протестов в  неблагополучные годы, или, может, их  стоит «понять и  простить»? Нет у  нас ответа на  данный вопрос. В  любом случае факт в  том, что людям, что называется, свое­временно бросили этот «кусок» льгот, дабы снизить социальную напряженность.

Частнику  — дорога
В  конце 1990-х в  связи с  тем, что подвижной состав муниципального предприятия не  обновлялся и  транспорт изнашивался, рынок услуг по  перевозке пассажиров нараспашку открылся для частников. Только они могли внести инвестиции и  закупить автобусы, чтобы те  курсировали в  каждом районе города. Возможно, это стало следствием непродуманной политики городского руководства, поставившего муниципальный транспорт в  Дзержинске на  грань выживания.
В  сложившихся жестких условиях городское пассажирское предприятие имело мало шансов выиграть схватку за  клиентуру с  частными конторами. Так и  вышло: коммерческие извозчики вскоре охватили весь Дзержинск, а  троллейбусы бесплатно везли пенсионеров по  немногим прежним маршрутам. Впрочем, после замены бесплатного проезда денежной компенсацией и  пенсионеры стали понемногу пересаживаться с  муниципального транспорта на  «ПАЗики» частников.
Неудивительно, что в  первой половине 2000-х годов, чтобы спасти находящийся на  грани разорения МУП, городскими властями порой озвучивалась даже идея передачи электротранспорта частным организациям. Но  такового, к  счастью, не  произошло: новое руководство Дзержинска активно взялось за  решение проблемы.

Спасительные суды
Все изменилось в  2006 году, когда местные власти сумели отсудить у  министерства финансов России и  Нижегородской области неоплаченные МУП «Экспресс» затраты по  перевозке льготников. За  последующие три года было взыскано около полумиллиарда рублей. И  предприятие поднялось с  колен. В  Дзержинск впервые за  полтора десятилетия пришли новые троллейбусы и  автобусы, приобретенные в  лизинг. Началась реализация программы обновления муниципального транспорта, по  итогам которой за  четыре года парк техники был обновлен на  60%.
Между тем вскоре федеральный и  областной бюджеты стали защищаться от  судебных нападок  — на  законодательном уровне, конечно. Сначала была предпринята попытка полностью отменить бесплатный проезд. А  когда этого не  получилось, решено было ввести денежные компенсации, которые частично покрывали издержки на  перевозку льготников.

Растут долги, растут проблемы
Как  бы то  ни было, с  приходом в  2010 году к  власти новой администрации города ситуация в  МУПе кардинально изменилась. И, увы, не  в  лучшую сторону. Уволены были и  начальник управления транспорта Дмитрий Волокушин, и  многолетний директор «Экспресса», профессионал своего дела Александр Медведев. Последствия таких мало продуманных шагов не  замедлили сказаться: если при Медведеве на  счетах предприятия было порядка 123 млн. рублей, которые планировалось направить на  модернизацию контактной сети и  закупку подвижного состава, то  лишь за  год от  этих денег просто не  осталось ничего. Более того, у  «Экспресса» вновь появились неоплаченные обязательства: 20 млн. рублей кредиторской задолженности.
В  течение последующих четырех лет из  бюджета Дзержинска в  различной форме было выделено порядка полумиллиарда рублей в  качестве поддержки МУП «Экспресс». Ладно  бы, если  б это помогло. Но, к  несчастью, на  начало 2016 года предприятие опять имело около 78 млн. рублей долгов.

Поиски выхода
В  течение февраля 2017 года вопросы, связанные с  будущим МУП «Экспресс», кем только не  обсуждались: депутатами Гордумы, рабочей группой по  транспорту городской администрации, экспертным советом по  социально-экономическому развитию Дзержинска, местной общественной палатой.
Соответственно и  вероятных выходов из  непростой ситуации было предложено немало. Вот идея, которая, пожалуй, высказывалась чаще других общественниками: убрать с  городских маршрутов частных перевозчиков, оставив работать на  всех линиях исключительно транспорт муниципального предприятия. Обсуждать такое предложение непросто, хотя  бы потому, что для этого есть законодательные ограничения. Но  даже если  бы их  не было  — у  МУПа нет даже нужного количества подвижного состава, чтобы заменить частников. По  подсчетам, чтобы обеспечить перевозки в  Дзержинске, предприятию надо закупить не  менее 100 единиц «ПАЗиков». Привычный нам вариант такой маршрутки с  двумя дверями стоит порядка двух миллионов рублей. Получается, что если приобрести сотню таковых, городская казна будет вынуждена единовременно раскошелиться на  двести миллионов. Откуда  ж взять столь весомые деньги? Местный бюджет ограничен, и  в  ближайшие года три серьезные инвестиции в  развитие «Экспресса» вряд  ли возможны.

Социальные приоритеты
Чиновники городской администрации говорят о  том, что в  результате реформ предприятие может пойти на  некие приемлемые убытки: о  безубыточности речи уже не  идет. Главное, что остается незыблемым при любом варианте развития событий: в  структуре муниципального транспорта троллейбусы обязательно должны быть сохранены. Да, возможно, это будет связано с  разделением троллейбусного и  автобусного предприятий. Такую идею обсуждали, в  частности, представители экспертного совета при главе администрации. Еще одна мысль  — о  передаче «Экспресса» в  доверительное управление.
Вообще, немало предложений было высказано за  последнее время. В  любом случае город должен обеспечить социальные перевозки. Дело не  только в  проезде по  льготным проездным. С  этим справится и  частник. Важнее сохранить в  Дзержинске необходимые жителям, но  нерентабельные на  сегодня маршруты. Это касается прежде всего поселков: Пыры, населенных пунктов Бабинского кольца, Желнино. И  тут у  муниципального транспорта нет альтернативы, а  посему он, как ни  крути, должен быть дотационным.
Решить проблемы по  отдельности, сохранив муниципальный транспорт и  обеспечив социальные перевозки в  Дзержинске, в  принципе, можно. А  вот комплексно закрыть данные вопросы достаточно тяжело, но  необходимо.
Ряд экспертов полагают, что перспективной может стать передача МУП «Экспресс» в  концессию или в  доверительное управление эффективному наемному менеджеру. Окончательного варианта, на  котором  бы остановилось руководство города, пока нет.

Алексей СЕРГУНИН

 
По теме
 
Штрафы за нарушения правил движения, выявленные с помощью комплексов фото- и видеофиксации, предложено направлять в дорожный фонд Нижегородской области.
16.07.2018
 
В Нижнем Новгороде временно изменятся четыре маршрута автобусов - АиФ Н.Новгород Автобусные маршруты меняются в связи с проведением строительно-монтажных работ Схема движения автобусов изменится с 16 июля до 31 августа © / Алексей Манянин / Администрация Нижнего Новгорода Схема движения автобус
16.07.2018
 
Комитет по транспорту ЗС НО одобрил бесплатный проезд на автобусах для школьников рабочих поселков - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного собрания Нижегородской области одобрил законопроект о бесплатном проезде на автобуса
16.07.2018 НИА Нижний Новгород
Автобусные маршруты меняются в связи с проведением строительно-монтажных работ Схема движения автобусов изменится с 16 июля до 31 августа © / Алексей Манянин / Администрация Нижнего Новгорода Схема движения автобус
16.07.2018 АиФ Н.Новгород
Зона по колено На периметре Сарова поймали судимого без пропуска - Саров.Net Часовые сразу двух ЗАТО пресекли пьяные попытки преодолеть забор. — Военнослужащие тревожной группы на месте срабатывания сигнализации обнаружили мужчину 1978 года рождения,  — рассказали в Росгвардии.
17.07.2018 Саров.Net
Новорожденная девочка получила ожоги из-за грелки, которую ей положила медсестра pixabay.com Суд рассмотрит уголовное дело в отношении 42-летней медсестры, обвиняемой в причинении ожогов младенцу в нижегородской больнице,
16.07.2018 АиФ Н.Новгород
Вот она какая, сторона родная! - Администрация городского округа Сотрудники городской библиотеки № 2 в преддверии Дня города организовали краеведческую завалинку «Вот она какая, сторона родная!»,
17.07.2018 Администрация городского округа
Победитель "Голоса" приедет в Дзержинск - Дзержинск.рф Сергей Волчков приедет в Дзержинск 6 декабря. Концерт пройдет в ДКХ.  Это будет юбилейный концерт Сергея Волчкова, победителя второго сезона популярного вокального проекта «Голос».
17.07.2018 Дзержинск.рф
Концерт Валерия Меладзе пройдет 18 ноября в Дзержинске.  Это ярчайшая фигура отечественной эстрады, обладатель уникального стиля и потрясающих вокальных данных.
16.07.2018 Дзержинск.рф
Веселые старты - Сеченовский район 13.07.2018 года на базе Ледового дворца "Звездный" прошли спортивные соревнования "Веселые старты".
16.07.2018 Сеченовский район
Грандиозный салют и бесплатный концерт звезды российского шоу-бизнеса Леонида Агутина ждёт сегодня нижегородцев на фестивале болельщиков FIFA.
15.07.2018 Нижегородская правда
Пассажиропоток на нижегородской станции метро "Стрелка" за месяц работы составил более 340 тысяч человек - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Юлия Серебрякова Пассажиропоток на станции метро "Стрелка" в Нижнем Новгороде за первый месяц её работы составил более 340 тысяч человек.
16.07.2018 НИА Нижний Новгород
Администрация Воскресенского муниципального района информирует Вас о проведении Воскресенским РЭС плановых ремонтных работ налиниях электропередач, будет отключена ВЛ 1005 за ЛР 335 П.С «Воздвиженское» 0,4 кВ,
17.07.2018 Воскресенский район
Администрация Воскресенского муниципального района информирует Вас о проведении Воскресенским РЭС плановых ремонтных работ на линиях электропередач, будет отключена ВЛ1003 П.С « Воздвиженское», по причине ремонта разъединителя.
17.07.2018 Воскресенский район