11 июля 2017 года председатель комитета по городскому хозяйству, экологии и рациональному использованию природных ресурсов Думы Дзержинска Олег Богданов направил письмо своим думским коллегам из Ульяновска и Новосибирска.
Депутат Богданов интересуется у народных избранников Ульяновска и Новосибирска, насколько реально возрождение трамвайного движения в этих городах при посредничестве столичной компании «ПКТИ»?
…17 декабря 2015 года трамвайное движение в Дзержинске прекратило свое существование. По многим причинам, главная из которых — существенное снижение пассажиропотока. У многих дзержинцев сегодня личный автотранспорт. Другие предпочитают передвигаться по городу на такси, на юрких маршрутках или на троллейбусах. По моим субъективным ощущениям, горожан, фанатично цепляющихся за трамвай в Дзержинске, меньшинство. Наверное, поэтому исчезновение «громыхающих сараев» с дзержинских улиц прошло, по большому счету, безболезненно. И вот…
27 июня состоялась встреча представителей ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» (ООО «ПКТИ») и администрации Дзержинска. Стороны обсуждали возможность восстановления трамвайного сообщения в городе при заключении концессионного соглашения.
По нашей информации, представители столичной компании, которая занимается производством трамваев, сообщили, что готовы привлечь в проект до 6 миллиардов рублей на условиях концессионного соглашения. При этом порядка 5 миллиардов рублей предприимчивые москвичи вроде бы готовы вложить самостоятельно. А оставшийся примерно один миллиард целковых (порядка четверти годового бюджета города) гости предложили чиновникам и депутатам поискать в бюджете Дзержинска. Странная какая-то концессия получается. Несколько лет назад ОАО «Дзержинский водоканал» взяло у города в аренду сетевое хозяйство на правах концессии. Чтобы ничего не просить у города взамен.
А москвичи просят. Всего и сразу. В частности, потенциальные концессионеры предложили чиновникам обеспечить «гарантированный пассажиропоток» (правда, как это сделать, сказать почему-то забыли). А также «твердые обязательства по оплате концессионеру проезда льготных категорий пассажиров». Кроме того, концессия с «Дзержинским водоканалом» — это концессия администрации с местной компанией. С руководителей которой всегда можно спросить. С москвичами так вряд ли получится.
Заезжим концессионерам нужен «зеленый свет» от городской администрации, создание благоприятных условий для реализации не очень понятного проекта. Давайте, дескать, рискнем, дзержинцы! Есть у вас лишний миллиард рублей для нашей компании? Выкладывайте, не стесняйтесь! А если не получится? Кто понесет моральные и материальные издержки? Пилотный проект — он и есть пилотный проект. Риск слишком велик. А расхлебывать в любом случае придется жителям Дзержинска, а не столичным концессионерам. Готовы горожане к таким экспериментам над собой? Вряд ли.
Представители столичной компании утверждают, что в Детройте (бывшей столице американского автопрома) недавно запустили новую трамвайную систему на грант федерального правительства в 300 миллионов долларов. Смотрите, мол, что вытворяют «наши американские партнеры». Другое дело, что никаких федеральных денег в проекте трамвайной концессии в Дзержинске не предполагается. Опора только на собственные силы. Зачем нам тогда рассказывают про мифический заокеанский опыт? У меня не существует ответа на этот вопрос. У депутатского корпуса Дзержинска — тоже.
Евгений Минервин, депутат Городской думы: «Мы все (депутаты, инвесторы, жители) ногами и руками за то, чтобы в городе был трамвай. Но пока дальше разговоров о возможном возрождении трамвая дело не идет. Представители комитета по благоустройству и транспорту Городской думы не смогли добиться конкретики от представителей московской компании, которые приезжали в Дзержинск 27 июня. Например, какова будет стоимость проезда в трамвае? За чей счет будут прокладываться рельсы, шпалы, устанавливаться контактная сеть? Ни на один вопрос ответ не был получен. Все вокруг да около.
Ни одного положительного опыта реализации в России трамвайной концессии не существует. Представители московской компании утверждают, что у них якобы успешно идут дела в Ульяновске и Новосибирске. Однако наши коллеги-депутаты из этих городов, к которым мы обратились за разъяснениями, фактически опровергли заявления москвичей.
Концессионное соглашение предполагает передачу в собственность концессионеру какого-то имущества. Мы что им можем передать? Трамваи и рельсы? Так их уже нет.
На последнем заседании профильного думского комитета руководству города был задан вопрос: есть ли смысл говорить о возрождении трамвая в Дзержинске? В ответ мы услышали от господина Дергунова, а потом и от господина Нестерова, что никаких предпосылок для возвращения трамвая в городе сегодня не существует. Тем более за счет городского бюджета».
Константин Фокин, депутат Городской думы: «Город не нуждается в инвесторе, за которого придется „оплачивать обед в ресторане и проживание“. Мы предполагали, что москвичи придут с инвестициями. На деле они хотят из нашего бюджета получить более миллиарда рублей. Да и потом ещё каждый месяц доплачивать ПКТИ за недостающий пассажиропоток. Это бред. Такой „инвестор“ нам не нужен».
Сергей АНИСИМОВ