Весной нынешнего года администрация Дзержинска заключила контракт с ООО «Агентство дорожной информации «Радар» из Перми на разработку новой транспортной схемы в нашем городе. Срок контракта — 270 дней, то есть к 1 ноября такая схема оптимальных для Дзержинска маршрутов общественного транспорта должна быть готова. И этот шаг — один из главных в реорганизации муниципального общественного транспорта, который буквально задыхается в условиях жёсткой конкуренции с частными перевозчиками.
Не так давно пермяки дали своё неутешительное, хоть и предварительное, заключение по сохранению, а точнее, восстановлению трамвайного движения в Дзержинске. Вердикт проектантов новой транспортной схемы оказался суров, но однозначен: трамвай в нашем городе нежизнеспособен. Виной тому — конкуренция со стороны частных перевозчиков на маршрутках. «Радар» уже высказал предложения о закрытии дублирующих друг друга маршрутов общественного транспорта в разных районах города. К ним, например, относятся следующие маршруты: у частников Т-1, 8, 8А, 9, 10, 23, 25, 26, 27, 29, 30, курсирующие по ул. Октябрьской и составляющие конкуренцию муниципальным троллейбусам маршрутов 2, 2А, 3, 4 и автобусу № 28. На проспекте Циолковского ситуация аналогичная: маршрутки Т-1, 8, 8А, 22, 23, 26, 27, 29, 30, 33, 307, 401К конкурируют за пассажиропоток с муниципальными маршрутами автобусов № 28 и 6 и троллейбусами № 3 и 4. Показательна и ситуация с перенасыщенностью маршрутами на ж/д вокзале, где ходят коммерческие маршруты № 1, 8, 8А, 9, 10, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 33 и муниципальные № 4, 5, 28, а также троллейбусы № 2, 2А, 3, 4, 5. Учитывая, что у каждого частного перевозчика на любом из коммерческих маршрутов работает не менее 10 единиц подвижного состава, количество муниципального транспорта едва достигает 20−25%. Даже при соблюдении регулярности выполнения рейсов муниципальный транспорт просто теряется в таком плотном транспортном потоке, соответственно выручка тоже падает.
Разумеется, дублирование маршрутов не единственная проблема МУП «Экспресс». Хроническое недофинансирование — просто бич муниципального предприятия, которое постоянно ходит с протянутой рукой, уповая на дотации из бюджета. «За последние 10 лет на дотации МУПу из бюджета было потрачено порядка 600 миллионов рублей, — ещё в начале года говорил глава администрации Дзержинска Виктор Нестеров. — Более 100 миллионов рублей выделено только в прошлом году на дотации этому муниципальному предприятию. Это серьёзные деньги, на которые можно было сделать много в городе, в том числе по благоустройству или расселению ветхого жилья».
Некоего внятного бизнес-плана по развитию «Экспресса» и выходу его из кризиса никому из последних его руководителей создать не удалось. Тогда в администрации города стали рассматривать свои варианты антикризисного плана. Одним из них стала разработка той самой новой транспортной схемы, исключающей дублирование маршрутов и приводящей к разумному балансу и конкурентоспособности транспортные потоки маршруток и троллейбусов. Ну, а следующим шагом, вполне вероятно, станет всё-таки муниципально-частное партнёрство, или передача МУП «Экспресс» в концессию. Разработка подобного концессионного соглашения сейчас находится в стадии обсуждения. В существующих ныне условиях средств для развития муниципального транспорта попросту нет, возможно, они найдутся у концессионера. Благо примеры тому в Дзержинске есть: концессионное соглашение, заключённое муниципалитетом с ООО «ДВК».
Марина ВОЛКОВА