Обломают ли «рога» дзержинскому троллейбусу?

Фото: m.nnov.kp.ru
Клубок транспортных проблем власти Дзержинска решили распутать с помощью ученых. Администрация подписала контракт с пермским ООО «Агентство дорожной информации «Радар» на разработку маршрутной схемы города. Считается, что эти специалисты предложат наилучший вариант дислокации общественного транспорта в городе химиков. Глядишь, и МУП «Экспресс» воспрянет духом, освободившись от дублирующих маршруток, которые «пылесосят» выручку, если, конечно, задача, поставленная администрацией, не имеет обратной цели - освободить Дзержинск от троллейбуса.

  Мы лучше заплатим
Казалось бы, какие возникают сложности для того, чтобы самостоятельно оптимизировать маршрутную сеть города? Ведь наверняка можно обойтись, так сказать, малой кровью без особых затрат в рамках текущего финансирования деятельности департамента городского хозяйства. Сколько способных специалистов трудится в администрации города. Тем более, насколько можно понять из выступления официальных лиц, разработка маршрутной схемы в первую очередь направлена на спасение МУП «Экспресс», которое из-за убытков рискует окончательно сойти с дистанции.
Как сообщил директор департамента городского хозяйства Денис Дергунов, ежемесячные убытки предприятия достигают 6 млн руб. Опасаясь потерять «Экспресс», чиновники попросили «Радар» ускорить проведение мероприятий, связанных со сбором информации, которая ляжет в основу будущего фундаментального труда. В мэрии надеются, что уже к середине апреля пермяки подготовят первый базовый отчет по Дзержинску, тогда как срок выполнения всех работ по контракту составляет 270 дней. Интересно, на что рассчитывают местные чиновники, готовые раскошелиться на 2,7 млн руб. за контракт с «Радаром»?
«На основе документа, представленного агентством дорожной информации, будет составляться новая маршрутная сеть - перечень маршрутов, их логистика, количество единиц подвижного состава, расписание, пассажиропоток», - заявил Денис Дергунов. Но окажутся ли готовы местные власти к тому, чтобы, руководствуясь представленными рекомендациями, перекроить всю логистику городского общественного транспорта, достигнув при этом баланса между экономикой перевозок и комфортом для клиентов?

Нет такой задачи?
Горожане, прознавшие о наймитах из Перми, одолели редакцию вопросами: действительно ли компания призвана нанести удар по дзержинскому троллейбусу; даже если и есть такая негласная задача, то кто же сейчас открыто об этом скажет? Тем не менее у нас появилась возможность задать такие вопросы непосредственным разработчикам транспортной схемы города. В минувший четверг корреспондент «ДВ» вместе с общественниками принял участие во встрече с директором Института транспортного планирования «Российской академии транспорта», доктором технических наук, экспертом ОНН Михаилом Якимовым. Как выяснилось, именно этот видный ученый будет оказывать научно-методическое сопровождение в разработке маршрутной карты Дзержинска.
К слову, Михаил Ростиславович также выступал научным руководителем многих проектов «Радара» в других российских городах.
Как и следовало ожидать, пермский гость сразу опроверг разговоры о том, что дзержинские власти озадачили его вместе с «Радаром» доказать ненадобность троллейбуса. «В техническом задании ничего об этом не сказано», - отделался сухой формулировкой наш визави.
А дальше мы услышали долгую лекцию о работе транспортного инженера по выстраиванию транспортных корреспонденций. Так на научном языке называются маршруты передвижения граждан от дома до работы, от работы до магазина и так далее. Из монолога эксперта можно было сделать вывод, что с ростом производительности труда и достатка семей у людей возникает все больше потребностей в непосредственных коммуникациях, то есть в живом общении друг с другом. А это значит, что вырастает и потребность в передвижении. Повышенная занятость населения в третичном секторе экономики, то есть в торговле и сфере услуг, приводит к все большей востребованности общественного транспорта. Так вот, задача транспортных инженеров - выстроить такое сообщение, которое обеспечило бы оптимальную связь и мобильность в реализации транспортных корреспонденций.
Говоря о российской практике использования тех или иных видов транспорта, Михаил Якимов указал на то, что, например, трамвай сохранился, как правило, в промышленных моногородах, обеспечивая доставку тружеников до рабочего места и обратно. При этом для него характерны длинные перегоны.
Что касается перевозки пассажиров в городской черте, то муниципалитеты прекрасно могут обходиться и без трамвая. По крайней мере, из личных впечатлений Якимова следовало, что ликвидация трамвая для Дзержинска прошла безболезненно. В качестве примера москвич привел один из будних дней января, когда он вместе с коллегами, так и не дождавшись никакого общественного транспорта, вынужден был идти пешком по проспекту Ленина в сторону площади Дзержинского и засвидетельствовал полное отсутствие пассажиров на остановках и пару пустых проходящих
«ПАЗиков».
«Где у вас пассажиры трамвая, если их в «ПАЗиках»-то нет?» - вопрошал Якимов.
Общественники попытались убедить гостя в обратном, в том, что трамвай в Дзержинске даже в формате двух маршрутов № 4 и 5 оставался востребованным. Так, по данным руководителя общественного движения «Дзержинцы за общественный транспорт» (ДЗОТ) Андрея Блохина, суточное количество пассажиров на трамваях достигало 39,3 тысяч человек. Таковы данные специального исследования пассажиропотока, которое в 2013 году провело ДЗОТ.
Михаил Якимов усомнился в достоверности этих сведений, так как, по его мнению, это слишком высокая нагрузка из расчета на один вагон. В этой связи ученый заявил, что в рамках исследования будет сделана попытка восстановить модель пассажиропотока на трамвае, чтобы понять, насколько действительно востребованным был этот вид транспорта в Дзержинске. При этом ученый не мог понять, как вообще могла выстраиваться экономика трамвая в количестве 16 единиц подвижного состава, которые выходили на линию на двух последних маршрутах.
«С таким количеством вагонов система должна была давно закрыться, для достижения экономического баланса должно быть минимум 25 - 30 вагонов», - сослался Якимов на соответствующие методические рекомендации транспортного планирования.

Попрощался, ну и что?
Вообще, с точки зрения транспортного инженера, как заметил Якимов, экономика процесса играет второстепенную роль по отношению к загрузке транспорта. «Заявлять о том, что трамвай и троллейбус в городе убыточны - также нелепо, как и говорить, что в городе убыточны улицы и дороги», - процитировал Якимов изречение из собственной книги, адресованной дошкольникам.
Иными словами, существование того или иного вида транспорта, по мнению Якимова, обеспечивает именно его загрузка, наличие пассажиропотока.
«Если вы обратитесь в правительство с просьбой строительства метро в Дзержинске, вам ответят, что на метро у вас не хватит пассажиропотока, и окажутся совершенно правы. Согласитесь, с трамваем такая же ситуация», - заключил ученый и поинтересовался у собеседников, а что, собственно, потерял Дзержинск с ликвидацией трамвайного движения?
Андрей Блохин указал на то, что с исчезновением трамвая возросли интервалы движения на общественном транспорте, его работа стала непредсказуемой. В то же время трамвай выделялся безупречной надежностью сообщения, что во многом обуславливалось его обособленностью от автомобильного трафика. Нижегородские трамваи, в отличие от дзержинских, не имея выделенных полос, имеют свойство простаивать в пробках вместе с индивидуальным транспортом. Замена трамвая на автобусы малой вместимости, по словам Блохина, создала огромный дискомфорт для пассажиров - в часы пик в автобусах большие давки. Руководитель ДЗОТ рассказал случаи, когда пассажиров с большими сумками, в том числе пожилых людей, нередко высаживали из автобуса.
Наконец, Блохин указал на неудобство, «ПАЗиков» для маломобильных групп граждан. Например, молодым мамам с колясками гораздо удобнее было передвигаться в трамвае, чем втискиваться в тесный «ПАЗик». Аргументы общественников не убедили ученого. По крайней мере, все минусы от потери трамвая он собрался оценить в рамках предстоящего исследования.

Всего лишь совет
Что касается судьбы троллейбуса, то здесь Якимов попытался дистанцироваться от подозрений в коррупционной связи с властями, направленной на передел рынка.
«Во многих городах инженеров-транспортников упрекают в том, что вы, мол, пошли на сговор с администрацией, которая хочет перекроить рынок, - убрать одних и поставить других», - заметил Якимов, особо подчеркивая, что он не относится к числу лоббистов коммерческого автобусного транспорта.
В качестве примера Михаил Ростиславович привел Томск, где транспортная схема, предложенная «Радаром», предполагала сокращение автобусных маршрутов. Такой подход он мотивировал тем, что инфраструктура крупного сибирского центра уже не справлялась с засильем частных перевозчиков. Ученые, напротив, рекомендовали томичам развивать троллейбус. А вот, например, в Кургане после работы «Радара» троллейбусы остановились. Правда, здесь, по словам Якимова, вины Центра дорожной информации нет. Организация не рекомендовала избавляться от троллейбусов, это самостоятельное решение властей, которые вопреки договоренностям отказались от оплаты муниципального контракта и ушли в суды с подрядчиком.
А какие рекомендации «Радар» выдаст для дзержинского троллейбуса?
Судя по предварительной оценке Якимова, о развитии электротранспорта речи не будет. Например, к идее властей организовать троллейбусное
движение по проспекту Ленина, улице Красноармейской и проспекту Свердлова до одноименного завода, глава Института транспортного планирования отнесся скептически. «Я не вижу там троллейбуса», - резюмировал Якимов.
По мнению специалиста, применительно к Дзержинску в связи с негативной демографической обстановкой вообще не стоит вести речь о каком-либо развитии электротранспорта.
А вот о повышении эффективности маршрутной сети поговорить стоит. Например, Якимову категорически не понравились наши витиеватые маршруты.
«Я не понял, по какому принципу формировались такие сложные конфигурации длинных троллейбусных маршрутов, - рассуждал Михаил Ростиславович. - Троллейбус тяжело работает на кривых малого радиуса. Иногда говорят, что в автомобильном потоке из-за своей низкой маневренности троллейбус мешает маневрированию, движению по полосам, увеличивает количество перестроений. На самом деле динамика троллейбуса очень приличная, учитывая его довольно мощное ускорение, это же электромобиль. Но зачем запихивать троллейбус туда, где улицы явно не приспособлены для него по радиусу? В таких условиях он подолгу будет преодолевать каждый маневр.»
По мнению Якимова, в Дзержинске следовало бы «выровнять» троллейбусные маршруты с одновременным увеличением их количества.
В целом ученый пришел к выводу о сравнительно приемлемой модели транспортного планирования в Дзержинске.  
«У вас ни одной типичной проблемы я не увидел. У вас все хорошо. По структуре подвижного состава, которая работает в системе городского пассажирского транспорта, я думаю, он и должен быть таким. Вот только как его распределить и сделать не кустарником, как у вас сейчас, а сложить в дерево, может, и предложит «Радар» в соответствии со своим критерием», - резюмировал Якимов.
Общественники в свою очередь выразили надежду на плодотворное сотрудничество, которое позволит сформировать качественную комплексную транспортную схему.
«Однако это документ рекомендательный. Его исполнение зависит от властей города. На практике это может получиться так, как  произошло к Кургане, где специалисты разработали схему, предусматривающую развитие троллейбуса, а власти его закрыли...» - заключил Андрей Блохин.  

Вадим Щуренков
 
По теме
18 июня 2018 года сотрудниками Дзержинской Госавтоинспекции совместно с инспектором ОДН ООУП и ПДН ОП №3 Управления МВД России по городу Дзержинску проведено профилактическое мероприятие «Безопасные каникулы» для воспита
20.06.2018
 
 
Рейтинг вузов России - vGorodeN.Ru Выбирая будущее место учебы, каждый старшеклассник ориентируется в том числе на рейтинг вуза.
19.06.2018
 
фото pixabay.com Пять стоянок и посадочных площадок для аккредитованных такси в Нижегородской области будут действовать во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™.
15.06.2018 Нижегородская правда
Перекрыты улицы, ведущие в площади Минина и Пожарского АиФ-Нижний Новгород Движение транспорта ограничено в центре Нижнего Новгорода в связи с проведением фестиваля болельщиков на площади Минина и Пожарского 14 июня,
14.06.2018 АиФ Н.Новгород
Нижегородский театр оперы и балета покажет оперу "Иван Сусанин" в день годовщины начала Великой Отечественной войны 22 июня - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" Нижегородский театр оперы и балета покажет оперу Михаила Глинки "Иван Сусанин" в день 77-й годовщины начала Великой Отечественной войны 22 июня 2018 года.
20.06.2018 НИА Нижний Новгород
19 июня 2018 года директор департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Александр Бодриевский ответил на вопросы журналистов в городском пресс-центре,
19.06.2018 Нижегородские новости
Фото: соцсети Станислаав Сергееевич Говорухин ( 29 марта 1936 , Березники, Свердловская область, РСФСР, СССР — 14 июня 2018 , Барвиха, Московская область, Россия) — советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист,
16.06.2018 Нижегородская правда
20 июня  глава администрации района Н.А.Чичков  провёл оперативное совещание с руководителями структурных подразделений администрации,
20.06.2018 Администрация Бутурлинского района
Если бы всё ограничивалось только спортом, политики не придавали бы чемпионату мира по футболу такое значение.
20.06.2018 Газета Нижегородский рабочий
Чемпионат мира по футболу в нашей стране стартовал. Кто-то ждал этого события семь с половиной лет, когда в Цюрихе объявили результаты голосования членов ФИФА, а кто-то всю сознательную жизнь.
20.06.2018 Газета Нижегородский рабочий
Сборная СССР перед матчем открытия чемпионата мира 1970 года. Верхний ряд – Кахи Асатиани, Альберт Шестернёв, Анзор Кавазашвили, Владимир Капличный, Геннадий Логофет, Анатолий Бышовец; нижний ряд – Евгений Ловчев,
19.06.2018 Нижегородская правда
Ямочный и карточный ремонт дорог продолжается в Автозаводском районе В рамках выделенного финансирования на содержание дорог 2018 года администрацией района ежедневно проводятся работы по устранению деформаций дорог о
20.06.2018 Администрация Автозаводского района
Фото: НИА "Нижний Новгород" Нижегородский театр оперы и балета покажет оперу Михаила Глинки "Иван Сусанин" в день 77-й годовщины начала Великой Отечественной войны 22 июня 2018 года.
20.06.2018 НИА Нижний Новгород