Облик города

Облик города
Фото: reporter-dz.ru

Как найти баланс в градо-строительной политике?

Архитектурные проблемы Дзержинска, включая сохранение исторической застройки центральной части города, активно обсуждались на страницах городских СМИ на протяжении всего уходящего года. Важным событием стало принятие на региональном уровне юридических мер по обеспечению сохранности архитектурного наследия города, что, надеемся, повлечет за собой разработку и реализацию конкретных действий в данном направлении.

Историческое ядро нашего города – чрезвычайно показательный и  высокохудожественный пример советской архитектуры 1930-1950-х гг. – периода, когда отечественное зодчество прошло путь от предельно лаконичных геометрических форм  конструктивизма до освоения классических архитектурных форм. Это освоение давало  различные результаты, не исключая эклектики и чрезмерной помпезности. Главному  архитектору Дзержинска А.Ф. Кусакину в 1940-1950-х гг. счастливо удалось избежать  таких негативных моментов и создать город как единый ансамбль, воплощающий лучшие  стилистические находки неоклассицизма. (Или стиля «триумф» – это пока еще не  вошедшее в широкое употребление название представляется более удачным, поскольку  термин «неоклассицизм» используют и по отношению к одному из направлений модерна,  и применительно к европейскому искусству второй половины XVIII – первой половины  XIX в.) Воспринимая примелькавшиеся нам здания как привычное повседневное  окружение, мы не задумываемся о том, что живем в своеобразном «архитектурном  музее» под открытым небом.

Приведем лишь несколько фактов. Здание городской администрации (бывшего Дома советов) было спроектировано одним из видных представителей конструктивизма А.З. Гринбергом, впервые разработавшим этот тип общественно-административного здания. Почти одновременно на рубеже 1920-1930-х гг. Гринбергом были построены три Дома советов – в Брянске, Нижнем Новгороде и Дзержинске.

Творчество А.Ф. Кусакина, приходящееся уже на следующий этап в развитии советской архитектуры, демонстрирует подлинно творческое отношение к классическим формам, соединение масштабного градостроительного мышления с детальной разработкой индивидуальных проектов жилых и общественных зданий. Спланированный по радиально-кольцевой схеме, застроенный зданиями, выдержанными в единой стилистике, с удачно рассчитанным соотношением застройки, озелененных территорий и свободного пространства, центр Дзержинска может быть отнесен к лучшим образцам советского градостроительства. И в дальнейшем нашему городу повезло с главными архитекторами: в разные годы эту должность занимали такие профессионалы, как В.В. Воронков и Е.А. Синявский. В результате сформировалась функционально продуманная, эстетически полноценная архитектурная среда, способная к дальнейшему развитию. Неслучайно еще в 1990 г. Дзержинск был включен в число городов, имеющих историческое значение. По данным краеведа С.М. Шальнова (из его книги 1999 г.), в городе статус памятников архитектуры и градостроительства присвоен 35 объектам.

Этот градостроительный опыт до сих пор ждет своего исследователя. Долгое время единственной работой об архитектуре нашего города оставалась книга А.Ф. Кусакина «Строительство города Дзержинска» (1957 г.), в которой он обобщил и проанализировал свой практический опыт. В 2002-2003 гг. автор данной статьи опубликовал в «Дзержинце» несколько очерков о творчестве А.Ф. Кусакина. В последние годы на страницах городских газет появились статьи сначала инженера-строителя Н.Д. Светлакова, затем краеведа С.М. Шальнова, посвященные историческим зданиям города, биографиям А.Ф. Кусакина и   В.В. Воронкова. В различных научных сборниках были опубликованы работы сотрудницы городского краеведческого музея О.В. Романовой о Кусакине, профессора Нижегородского архитектурно-строительного университета О.В. Орельской – о начальном этапе градостроительного формирования Дзержинска, С.С. Акимова в соавторстве с Н.Д. Светлаковым – о дзержинской архитектуре в контексте проблемы стиля в советском зодчестве. Однако эти публикации – лишь самые первые шаги в изучении архитектурного наследия города. К этому процессу следовало бы подключить профессиональных историков архитектуры и искусствоведов: краеведческие работы интересны и важны сообщаемыми в них историческими фактами, уточнением и установлением дат, имен, событий, но эти факты необходимо дополнить художественно-стилистическим анализом архитектурных памятников. В итоге могла бы быть подготовлена комплексная по своему характеру монография, освещающая историю планировки и застройки Дзержинска в контексте развития советской архитектуры. В этом издании уместно было бы дать также аналитические очерки о конкретных объектах архитектурного наследия. Такая книга, без сомнения, привлекла бы внимание и специалистов, и горожан, и гостей Дзержинска. Кстати, положительный опыт взаимодействия городской администрации, общественности и специалистов по реализации исследовательско-просветительской инициативы в сфере культуры уже имел место, когда в 2009-2010 гг. велась работа по составлению справочника о дзержинских художниках.  

Сложнее, чем с изучением, обстоят дела с охраной историко-архитектурного наследия, поскольку здесь начинают действовать не только научные, но и многочисленные организационные, экономические, инженерно-технические проблемы. Не будучи специалистом в этих областях, остановлюсь лишь на двух аспектах.

Первый из них – не всегда продуманная градостроительная политика. СМИ Дзержинска немало пишут на эту тему, и на основе публикаций, а отчасти и на основе того, что видишь на городских улицах, складывается картина отнюдь не радужная. В районах, сложившихся в 1970-1980-х гг., подобные проблемы не столь остры, и можно назвать не один пример новостройки, удачной по своему архитектурному решению и размещению в городской среде (таковы жилые дома на улице Строителей и в конце улицы Патоличева).  Положительные примеры есть и в исторической части города. Так, ТЦ «Дзержинец» вполне органично вписался в ансамбль площади, своими современными, но сравнительно спокойными формами оттеняя неоклассическую застройку Кусакина и его коллег. То же самое в случае с горячо обсуждавшимся строительством часовни на пл. Дзержинского. Автор проекта сделал все от него зависящее для того, чтобы здание не нарушало уже сложившийся ансамбль, хотя требования заказчика заставили нарушить законы архитектурной композиции и поставить на замыкании перспективы два объекта, зрительно накладывающиеся друг на друга, если смотреть вдоль пр. Ленина с восточной стороны.

Но есть случаи и совсем иного рода. Из последних – снос здания бывшей фабрики-кухни на пр. Ленина, где располагался магазин мясокомбината. Вероятно, оно не имело статуса объекта культурного наследия, иначе уничтожить его было бы не так просто, но по факту это было одно из исторических для города зданий. В начале 1930-х гг. оно было одним из первых общественных зданий в этой части Дзержинска и вместе с техникумом им. Красной Армии фиксировало данный участок главной городской магистрали.

Другой проблемой является то, что восприятию исторической архитектурной среды города значительно мешает обилие рекламы и вывесок, их пестрота, совершенно не согласованная с обликом здания, где находится то или иное коммерческое заведение, высокая плотность размещения. Думается, уместно бы было восстановить должность главного художника, исчезнувшую довольно давно, ведь главной его обязанностью как раз и является контроль за художественным оформлением городского пространства.

Несомненно, градостроительная политика в любом городе, независимо от его возраста и масштаба, должна основываться на балансе между перспективами развития городской территории и всемерным сохранением архитектурного наследия. Найти конкретные формы такого баланса бывает далеко не просто, и оптимальные градостроительные решения могут быть достигнуты только в результате предметного и содержательного диалога между властью, профессиональным сообществом и горожанами.

Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.

 
По теме
По указке мошенников супруги отдали все свои накопления и набрали кредитов Мария СОРОКИНА По указке мошенников нижегородские супруги отдали все свои накопления и набрали кредитов Фото:
Днем в начале марта 2024 года в дежурную часть УМВД России по городу Дзержинску обратилась 27-летняя местная жительница, которая сообщила о совершенном в отношении нее преступлении.
Нижний Новгород 100 лет назад - Государственная архивная служба Интересно узнать, чем жил наш город 100 лет назад, с помощью газеты «Нижегородская коммуна»  29 марта 2024г.?
Государственная архивная служба
Возбуждено уголовное дело. Нижегородка стала жертвой мошенничества под предлогом продления клиентского договора на услуги сотовой связи, об этом сообщает пресс-служба регионального ГУ МВД России.
Время Н
Больницу и медпункты ремонтируют по нацпроекту - Газета Лукояновская правда Ремонтировать лечебные учреждения Лукояновского округа и приобретать для них новое медицинское оборудование помогает программа модернизации первичного звена здравоохранения национального проекта «Здравоохранение».
Газета Лукояновская правда
В помощь передовой! - Газета Районный вестник 28 марта из Первомайска в зону СВО выехал очередной гуманитарный конвой Машину для доставки, как и в предыдущие поездки, предоставило муниципальное казённое учреждение «Благоустройство».
Газета Районный вестник
Яна Поплавская: "На защите Родины стоит вся страна - ребята на фронте, а мы здесь, в тылу" - Газета Знамя Актриса театра и кино Яна Поплавская, которая станет одним из почетных гостей Национальной премии «СВОИМ» в Нижнем Новгороде 29 марта, заявила о важности проведения подобных мероприятий и вручения наград людям,
Газета Знамя
Успехи юных лукояновских художников - Газета Лукояновская правда В Череповце прошел IV Всероссийский конкурс детского изобразительного творчества, в числе лауреатов которого есть и лукояновцы.
Газета Лукояновская правда