МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА

Чем закончится борьба власти и церкви за умы поколения next?

Последние события – несоразмерно жесткое наказание «пусь» за панк-молебен в храме Христа Спасителя, принятие клерикальных законов, образование православных патрулей, активизация и безнаказанность так называемых хоругвеносцев – заставили говорить о наступлении какого-то нового периода в истории постсоветской России.

«Сегодня мы находимся в начале строительства религиозного тоталитарного государства с православием-самодержавием-народностью в качестве официальной идеологии, где православие будет иметь весьма опосредованное отношение к христианству», – предрекает известный журналист Дмитрий Губин. Ему вторит политолог Георгий Бовт, уверенный, что на наших глазах зарождается идеология нового «морального большинства», на которое надеется опереться правящий режим. Ее краеугольным камнем станут патриотизм, понимаемый как антизападничество, и «вера предков», по меткому выражению главного антиклерикала страны Александра Невзорова, – «свалка идеологического старья, на которой власти выкопали для дальнейшей носки ветхое рубище «православной империи».

«Поползновения к установлению некой государственной религии, конечно, есть», – полагает кандидат исторических наук, политолог Александр Егоров, к которому мы обратились за комментарием. В 2010 году, как известно, был принят скандальный ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», позволивший церкви прибрать к рукам немалое количество движимости и недвижимости, включая ту, которая ей никогда не принадлежала. «Вряд ли государство делает это безвозмездно, – рассуждает политолог. – Что может в ответ дать церковь государству? Понятно, что речь идет, прежде всего, об идеологическом воздействии на общество. Другой вопрос, насколько у них это срастется?»

Равнение на консервативные ценности

Судя по всему, не последнюю роль в «православном развороте» власть отвела молодежи, – как-никак наиболее пассионарная часть общества и будущее страны. К тому же, как показывают многочисленные соцопросы, весьма доброжелательно настроенная по отношению к православию. Идеологическая база под процесс стала подводиться еще в середине двухтысячных. В 2005 году социологическим факультетом МГУ было проведено масштабное всероссийское социсследование «Русская православная церковь и молодежь», результаты которого растиражировали официальные СМИ. Еще бы. Более 60% опрошенных молодых людей от 15 до 30 лет отнесли себя к православным, более половины согласились с утверждением, что президент обязательно должен быть православным, более 30% – что при принятии государственных решений следует учитывать мнение патриарха, более 70% – что православие – национально-государственная традиция России и основа русской культуры.

Тогда один из руководителей исследования, замдекана факультета Игорь Рязанцев, торжественно объявил о том, что «Россия распрощалась с атеизмом», «РПЦ в глазах молодых россиян превратилась в авторитетный социальный институт», а «православные верующие стано-
вятся доминирующей социальной группой», способной «отстаивать свои ценности». И «можно говорить о росте консервативных настроений в молодежной среде», которые (кто бы сомневался) «становятся основой для формирования согласия между правящей элитой и самыми широкими слоями общества».

Правда, скептики посчитали подобные выводы «заказухой». Так или иначе, но похожие исследования других вузов, не ставшие широко известными, не то чтобы отрицали приведенные данные, но расставляли другие акценты. Например, пару лет спустя социологи Волжского университета, подтвердив общее позитивное восприятие православия студенчеством, тем не менее, констатировали: в этой среде доминирует тип «условно верующего», который колеблется при ответе на вопрос о наличии у него веры. Кроме того, большинство респондентов, назвавшихся православными, разделяют веру «в сверхъестественные силы», многие – в «предметы, приносящие удачу», в судьбу, в переселение душ. А вот «в Иисуса Христа как Сына Бога» – менее половины (этот ответ оказался четвертым по популярности). Некоторые «православные» и вовсе заявили о полном (!) отсутствии у них религиозной веры. Стоит ли удивляться тому, что многие опрошенные ни разу не участвовали в церковных обрядах, около половины не читали Евангелие, без малого 70% не соблюдали постов.

Но главное, хорошее отношение, как говорится, к делу не пришьешь, его еще надо суметь конвертировать в политический капитал, превратить в инструмент воздействия на умы поколения next. Сделать это не так-то просто, если учесть, что даже в вопросах морали к нашему священноначалию, как выяснилось, мало кто прислушивается. Во всяком случае, данные Левада-центра свидетельствуют: у верующих и неверующих одинаковое отношение, например, к абортам.

Невозможное возможно?

Так может ли православие сегодня стать госидеологией? Может ли власть мобилизовать под религиозные знамена значительную часть молодежи? Некоторые эксперты опасаются, что при нынешнем состоянии общества, тревожном по многим показателям – по уровню распространения агрессии, по упадку образованности, «по стремительному распространению невежества и натурального мракобесия», – все возможно.

Но большинство в успехе мероприятия все же сомневается. По мнению Александра Егорова, институциональное и организационное сотрудничество РПЦ и госструктур будет набирать обороты – здесь у них общие интересы. Но что касается воздействия на умы и сознание людей, возникнет масса препятствий.

«Реализация идеи «симфонии властей» на практике крайне сложна – православие нельзя насадить на неподготовленную почву. Большинство молодых людей приходят в храмы потому, что это интересно. Но это не значит, что они душой примут православие, тем более видя негативные моменты, связанные с деятельностью высших иерархов церкви. Сейчас, в эпоху глобализации, вообще очень многое стало наносным, неглубоким».



«Деньги, деньги, деньги»

Не исключено, что степень воздействия на сознание будет тем ниже, чем выше религиозность человека. «Для меня важна вера, а сейчас пропагандируется церковь, но я считаю, что это не самое главное, – убеждена Женя, студентка факультета рекламы и связи с общественностью Дзержинского политехнического института, с которой мы обсуждаем тему религии в современной России. – Вера должна быть в первую очередь в душе». Девушка считает себя православной.

Женю крестили в раннем детстве, еще в дошкольном возрасте научили некоторым молитвам, ребенком она прочла детские варианты Ветхого и Нового Завета. По словам моей собеседницы, большинство ее сокурсников относятся к вере индифферентно, религиозные темы, многочисленные околоцерковные скандалы практически не обсуждают, даже ситуация с «Пусси Райот» не вызвала особого интереса.

Сама Женя никакого оскорбления для себя в панк-молебне не увидела, посчитав, что «девочки хотели показать, насколько наша церковь стала распущенной, испорченной». Она не понимает острой реакции ни РПЦ, ни защитников «пусь»: «грешно смеяться над больными, на таких не стоит вообще обращать внимание».

Позиция патриарха по политическим вопросам Женю не волнует. Она для себя давно определилась – придерживается модных ныне в молодежной среде национал-социалистических взглядов, является противницей демократии, выступает за жесткую власть, контролирующую все сферы жизни, за исключением семьи. Нынешняя не вызывает у нее никаких симпатий, потому что только «деньги гребет», а «вокруг одно лицемерие и обман».

Женя готова прислушиваться к главе РПЦ только в том случае, если это будет человек, который вписывается в ее «рамки»: ведет смиренный образ жизни, как по-настоящему духовный человек». Нынешний же предстоятель церкви «не стоит внимания».

К идее насаждения религии сверху девушка относится настороженно, ведь «чем больше православие будет лоббироваться, тем сильнее будет обратная реакция», как и к преподаванию основ православной культуры в школе, потому что велика опасность субъективистского подхода, и вообще, «православие должны объяснять родители».

А к РПЦ у Жени немало претензий, и в первую очередь – за сребролюбие. По ее мнению, «церковнослужители должны вести очень скромный образ жизни, сами же говорят, что богатство – грех». «На деле же, как входишь в нашу дзержинскую церковь, первое, что встречаешь, – ящики для сбора пожертвований. Потом – обязательно свечки купи. Кругом деньги, деньги, деньги», – делится наболевшим студентка.

Недавно девушка ездила в Свияжск, где на нее неизгладимое впечатление произвел увешанный большими золотыми крестами священник. «У нас священнослужители все же поскромнее». Потом она стала свидетелем неприятной сцены с меркантильным батюшкой на шикарном «лексусе», который крайне неуважительно повел себя с паствой. Масло в огонь подливают и информационные сводки, в частности, не осталась незамеченной Женей история со служителем культа, избившим двух пожилых женщин, с которыми не смог разъехаться на дороге.

«Буду молиться дома»

Вызывающее поведение священноначалия, его «продажность» отбили у девушки желание ходить в церковь. Раньше – каждые две недели бывала там, теперь гораздо реже. «Зачем? Ставить свечки? Думаю, в этом нет необходимости. Даже моя бабушка говорит: «Понастроили церквей, грехи замаливают». У меня вера в душе, и это главное». Женя не исключает, что, если события и дальше будут развиваться в том же духе, она совсем забудет дорогу к храму. «Я давно планировала создать дома свой маленький «красный уголок». Буду там молиться», – решила для себя проблему студентка.

По мнению Александра Егорова, подобная реакция типична. Люди начинают разделять церковь как социальный институт с его болячками и некое божественное начало, которое в большей степени реализуется через наши души.

Хотя теоретически у священнослужителей есть шансы завоевать души поколения next. «Существует стереотип, что у молодежи нет авторитетов. Уверяю вас, они есть. При желании наши православные батюшки тоже могли бы стать этими авторитетами, – уверен Александр Егоров.

– Почему не стали? У этого есть и объективные (общемировая секуляризация), и субъективные (нет сильных лидеров, которые были бы на слуху и могли увлечь молодежь) причины. В конце концов, Русская православная церковь могла бы стать институтом гражданской инициативы: общество мечется в поисках структур, которые бы защищали его интересы. Но для этого церкви, как минимум, нужно перестать надеяться на вертикаль власти, а идти в народ, говорить с населением на понятном ему языке. Задача-то ее не в том, чтобы помочь государству управлять населением, а в том, чтобы душу человеческую спасти и слово божие донести».

Кстати, в том же духе недавно высказался и глава отдела социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин. По его мнению, религиозному возрождению мешает не что иное, как зацикленность церковного начальства на строительстве иерархической организации, выполняющей идеологическую задачу (причем не слишком успешно). «Укрепление «вертикали власти» настолько овладело патриархий-ными умами, что самостоятельные инициативы воспринимаются ими как опасный вызов и по возможности гасятся. Между тем истинное возрождение возможно лишь снизу – через приходы. Любые попытки действовать сверху, с помощью лозунгов и властных директив, обречены на провал».

Наталья Панкратова
№ 43 (669)

 
По теме
Курсанты Нижегородской академии МВД России посетили Нижегородскую духовную семинарию - Нижегородская епархия Текст и фото Приокского благочиния Нижегородской епархии 28 марта курсанты Нижегородской академии МВД России приняли участие в работе заседания круглого стола в Нижегородской духовной семинарии.
Нижегородская епархия
Нижний Новгород 100 лет назад - Государственная архивная служба Интересно узнать, чем жил наш город 100 лет назад, с помощью газеты «Нижегородская коммуна»  29 марта 2024г.?
Государственная архивная служба
Больницу и медпункты ремонтируют по нацпроекту - Газета Лукояновская правда Ремонтировать лечебные учреждения Лукояновского округа и приобретать для них новое медицинское оборудование помогает программа модернизации первичного звена здравоохранения национального проекта «Здравоохранение».
Газета Лукояновская правда
Яна Поплавская: "На защите Родины стоит вся страна - ребята на фронте, а мы здесь, в тылу" - Газета Знамя Актриса театра и кино Яна Поплавская, которая станет одним из почетных гостей Национальной премии «СВОИМ» в Нижнем Новгороде 29 марта, заявила о важности проведения подобных мероприятий и вручения наград людям,
Газета Знамя
Организаторы и гости премии "СВОИМ" возложили цветы к Вечному огню в Нижегородском кремле - Газета Знамя Организаторы и почетные гости Национальной премии "СВОИМ", церемония вручения которой 29 марта пройдет в Нижнем Новгороде, возложили цветы к Вечному огню в Нижегородском кремле.
Газета Знамя