Мода на интерьерные куклы пришла к нам с Запада. Они стали признаком хорошего вкуса и тона. Те, кто побогаче, – певица Лариса Долина, жена заместителя руководителя администрации президента Юлия Вишневская, некоторые художники и актеры – коллекционируют дорогие старинные куклы. Люди победнее собирают коллекции современных авторских или сувенирных кукол. И те, и другие чаще всего воспринимаются как домашний декор, элемент престижа, определяющий статусность хозяина дома (существует такое мнение, что состоятельный человек отличается от других внушительным количеством ненужных дорогих вещей, к ним относятся, видимо, и куклы), но хорошо сделанная авторская или сувенирная куколка – это тоже отнюдь не игрушка, а, скорее, скульптура или портрет. Словом, артобъект.
У меня нет коллекции кукол, но я их очень люблю. По сути, это симбиоз скульптурного, портновского и парикмахерского искусств, которым можно наслаждаться до бесконечности. В общем, при любой возможности я стараюсь узнать побольше про кукольные артобъекты и рассмотреть их поближе, испытывая при этом эпикурейское наслаждение. И такая возможность представилась мне недавно. По совету друзей я побывала в петербургском музее кукол, который, как выяснилось, находится совсем недалеко от часовни известной петербургской святой Ксении Петербургской.
В музейном домике, должно быть, очень любят бывать дети, потому что он – живое воплощение сказки. Домик стоит в окружении нежных, благоухающих роз, почти таких же, как в «Снежной королеве», а внутри него беспрепятственно гуляет элегантный королевский пудель Артемон, точная копия сказочного аналога из «Буратино».
В этом музее восемь залов постоянной экспозиции: залы сказок народов мира, русской фольклорной, интерьерной куклы, галерея традиционных обрядов и праздников «Деревенская улочка» и так далее. Входя сюда, ты словно попадаешь в театр, потому что любая витрина в музее напоминает театральную сцену, на которой каждая кукла выступает как актриса со своей эмоцией и нарядом. Вот закружились в хороводе народные куклы – удалые чубатые молодцы с красными девицами в народных русских костюмах – не хоровод, а целая галерея истории русской моды. А вот и Бабка-ежка – присмиревшая, сентиментальная, задумчивая бабуся с большой бородавкой на носу, а еще цари и царицы в шикарных одеждах, своенравный хан – хоть и грозный с виду, но нисколечки не страшный, а, скорее, потешный, три девицы, которые «под окном пряли поздно вечерком»…Мельчайшие детали кукольной одежды, аксессуары можно разглядывать часами, удивляясь правдоподобию миниатюр, выполненных с ювелирным мастерством!
В этом же музее изготавливаются сувенирные куклы в национальных костюмах, в одежде разных эпох.
Художники разрабатывают артмодели, их здесь уже более 2000, а затем мастерицы-«одевальщицы» по готовым шаблонам шьют для них одежду, приклеивают волосы. Среди мастериц пенсионерки и домохозяйки, закончившие специальные курсы, организованные здесь же. Но не всем по душе приходится этот кропотливый труд, и вскоре половина их отсеивается. Как рассказала руководитель кукольной мастерской Екатерина Васильева, сотрудничество с Российским этнографическим музеем, богатые материалы по истории народного костюма, собранные музеем, позволяют художникам и мастерам создавать куклы с фотографической исторической точностью. Иначе говоря, посмотрев на куколку-барышню, ты уже имеешь полное представление о том, как выглядели российские барышни, например, в царские времена.
По словам директора музея кукол Галины Варенюк, сувенирными куклами можно не только любоваться, но готовить театрализацию, играть в сюжетно-ролевые игры. Кстати, свою коллекцию антикварных и авторских кукол Галина Николаевна начала собирать, будучи еще преподавателем художественной школы. Эти «предметы искусства» в то время служили наглядным пособием для детей. А затем Галина Варенюк объединила взрослых художников в мастерскую по изготовлению кукол, позднее появился кукольный музей. Мне было интересно узнать ее мнение о нынешней моде на интерьерные куклы.
Галина Николаевна считает, что ажиотаж, поднятый вокруг кукольной тематики, совершенно необоснованный. Она поведала мне, что сегодня появляется много кукол «дурного качества», потому что их делают далекие от искусства люди, закончившие какие-нибудь пятидневные курсы, стремящиеся зарабатывать на этом деле большие деньги. Галина Варенюк убеждена, что настоящую куклу может сделать только профессиональный художник, имеющий соответствующее образование, «случайные попадания» бывают редко. Более того, по мнению Галины Николаевны, куклы, созданные руками профессионалов, хоть и продаются, но не приносят им баснословных доходов. Они создают их, прежде всего, для собственного удовольствия.
По словам Галины Варенюк, среди кукольников есть много людей с нездоровой психикой, которые производят на свет злых кукол и заполоняют ими современные российские выставки. Они ничего, кроме ужаса, не вызывают. Случается, что психически нездоровый мастер изготавливает шарнирную куклу, напоминающую извращенную девочку-нимфетку, которую приобретет какой-нибудь такой же покупатель с психическими отклонениями и будет с ней играть. «Но если у кого-то такие куклы имеют спрос и предложение, значит, наше общество больно», – сказала Галина Николаевна. «Кукла не должна быть злой, иначе она будет передавать негатив тому, кто на нее посмотрит или в нее поиграет, и это уже доказано на практике», – добавила Галина Варенюк.
Неписаной заповеди доброты придерживаются в петербургском музее кукол, должно быть, поэтому так легко и радостно становится на душе после встречи с его экспонатами.
Наталья МАРФИДИНА.
№ 30 (707)