Крах или спасение?

Форма диалога, который вели между собой журналисты Евгения Макарова и Анфиса Глушихина и который был опубликован в нашей интернет-газете 30 января , судя по откликам, пришлась читателям по душе.

Мы решили продолжить работу в этом жанре и поговорить о предполагаемой концессии муниципального предприятия «Экспресс».

 

Евгения Макарова . У многих дзержинцев само слово «концессия» вызывает настороженность и неприятие. При известии о возможном концессионном соглашении по МУП «Экспресс» некоторые группы общественников поспешили сообщить об окончательной гибели муниципального электротранспорта. Депутат Городской думы Юрий Шахунц на внеочередном заседании комитета по городскому хозяйству и вовсе был категоричен: «Концессия - это отмывание денег».

В свое время вы были противницей сдачи в концессию дзержинского водоканала. Вероятно и сейчас против концессии вообще и предприятия «Экспресс» в частности…

Анфиса Глушихина . Я не была противницей концессии. Меня, как и многих других, не устроили форма передачи объектов и обстоятельства заключения договора. Об этом я исписала пол-«Апреля».

Во-первых, не было конкурса. Между тем к конкурсу очень серьезно готовилась немецкая фирма Remondis Aqua, но ее обошли, к конкурсу не позвали - сразу заключили договор с ОАО «ДВК». Договор скоропостижный, скоропалительный - без программ, без детализации соглашения.

Во-вторых, после вступления договора в силу (практически с момента подписания) постепенно обнаруживалось, что за его рамками осталось множество объектов, которые непременно надо было включить в концессию с самого начала. После долгих утрясаний только в октябре 2016 года, через пять с лишним лет действия концессии, Городская дума добилась дополнительного списка из 113 объектов.

Е.М . Честно говоря, у меня тоже двоякое отношение к концессионным соглашениям. Если обернуться в историю, то мы увидим, что уже в XIX веке в России действовали концессии. Например, в рамках концессионного соглашения была построена Царскосельская железная дорога.

В новой России это понятие постарались вернуть. Закон о концессионных соглашениях был принят еще в 2005 году, но для большинства россиян вопрос по-прежнему остается мутным и непонятным. Возможно потому, что очень многие концессионные соглашения, заключенные в регионах местными властями, признаны неудачными. Например, в 2009-м году на всю страну прогремел провал краснодарской водоканальной концессии. По данным краснодарских СМИ, в их крае оператор-концессионер оказался неспособным выполнить свои обязательства по концессионному соглашению. Итогом первых лет действия соглашения стало отсутствие реальных инвестиций и, соответственно, работ по модернизации сетей, а также неоправданное повышение тарифов.

Последнее особенно болезненно воспринимается жителями, ведь любой концессионер в конечном итоге постарается «отбить» вложенные деньги. Разумеется, за счет включения в тариф инвестиционной надбавки.

В этом смысле оптимизма не добавляют публикации в газете «Коммерсант» об инвестиционном соглашении по модернизации полигона ТБО «Игумново». С учетом инвестпрограммы «МАГ Груп», говорится в заметке, для населения трех муниципальных образований тариф на утилизацию и захоронение мусора увеличен в 2,35 раза!

Вот он, главный страх обывателя - инвестиционная составляющая. Чем обернется транспортная концессия, трудно представить.

А.Г . Уже очень-очень давно я прочитала роман Драйзера «Финансист», и слово «концессия» отложилось у меня в памяти с тех пор.

В период «первичного накопления капитала» герой романа Фрэнк Каупервуд (в основу романа положена история жизни американского миллионера Чарльза Йеркса, 1837-1905) на биржевых спекуляциях нажил немалый капитал. На тех же спекуляциях он и прогорал не раз. Когда решил обезопасить свои деньги от потери, а себя от разорения, он правдами и неправдами добивался концессии на продление старых и строительство новых конных железных дорог в Филадельфии.

Судьба строителя и финансиста совсем не легкая. Каупервуд переберется потом в Чикаго - и снова концессия, снова на городском транспорте (такое вот совпадение с нашей ситуацией). Снова серия неудач (его личных, не транспортных и не концессионных), переезд в Лондон - и опять концессии, на строительство линий метрополитена.

Драйзер не любит своего героя. Каупервуд не брезгует подкупом, мошенническими проделками (таким рисуется Драйзеру герой его времени). Но договор концессии всегда предполагает, во-первых, конкурс, во-вторых, непременное вложение капитала - собственного или заемного. В любом случае граждане получают транспортные линии.

Е.М . Директор департамента городского хозяйства Денис Дергунов, выступая на заседании комитета, сообщил, что в России нет прецедентов, когда муниципальный электротранспорт полностью сдавался бы в концессию. Вероятно, поэтому представители городской администрации с такой осторожностью говорят о возможном заключении концессионного соглашения - подсмотреть не у кого.

Я не поленилась и поискала в интернете ссылки на опыт Санкт-Петербурга, о котором вскользь упомянул Денис Евгеньевич. Оказывается, еще 3 мая 2016 года в городе на Неве было принято решение о подписании концессионного соглашения, в рамках которого запланированы строительство новых трамвайных путей, реконструкция части проспекта Наставников и пуск современного транспорта. Проект сильно критиковали - и продолжают критиковать - общественность и политики города, однако около трех недель назад состоялось подписание прямого соглашения между правительством Санкт-Петербурга и финансирующими организациями. Инвестором проекта выступит негосударственный пенсионный фонд.

Но, как метко заметил один из наших депутатов: Санкт-Петербург - это вам не Дзержинск. И пассажиропоток иной, и обороты другие.

В других городах, например, Ярославле, вопрос концессии муниципального электротранспорта обсуждается уже на протяжении нескольких лет. Но до воплощения в жизнь дело так и не доходит. Слишком много сомнений и рисков. Потенциальных концессионеров подозревают в жажде наживы за счет получения кусочка муниципальной земли (троллейбусное депо), доступа к подвижному составу, контактной сети, разбазаривания имущества.

В Дзержинске к этим опасениям добавляется страх, что предприятием попользуются, доведут до состояния банкрота и продадут за бесценок. Город лишится муниципального транспорта, а кто-то получит в руки готовый транспортный бизнес.

А.Г . Всё нужно предусмотреть концессионным договором. Отдавать «Экспресс» нужно не в первые попавшиеся руки. У концессионера должен быть капитал - пусть сначала вложится в хозяйство. Если МУП не будут разделять на два предприятия, пусть купит новые автобусы, троллейбусы.

Я думаю, можно учесть ошибки, которые были допущены при заключении договора с ДВК.

Меня не пугают слова муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство. Многие предприниматели сидят на куче денег и не знают, что с ними делать. Некоторые предлагают: пусть раздадут неимущим! Раздать можно всё, богаче мы от этого не станем. Деньги должны РАБОТАТЬ ! А мы этого не позволяем.

Е.М . Здесь, пожалуй, я с вами солидарна. В России есть опыт, когда к обновлению подвижного состава, ремонту контактной сети привлекался частный капитал. Все зависит от условий договора и его деталей. Об этом же говорили депутаты на внеочередном заседании комитета по городскому хозяйству. Здесь важно не выпустить ситуацию из-под своего контроля.

К слову, недавно мне на глаза попалась статья, которую «Парламентская газета» опубликовала 7 ноября 2015 года . В ней дается краткий обзор состояния муниципального электротранспорта в разных городах России. Увы, проблема убыточности троллейбусов и трамваев не нова, с ней сталкиваются очень многие города. Мы были свидетелями того, как в прошлом году вставали трамваи в Нижнем Новгороде.

Но можно опустить руки и сдаться, а можно искать пути сохранения городского электротранспорта. Здесь мне импонирует позиция Дениса Дергунова. Я не могу судить, насколько он искренен и честен, но сам факт, что директор департамента городского хозяйства постоянно подчеркивает, что администрация готова к рассмотрению всех конструктивных предложений, подразумевает, что поиск наиболее эффективных путей по выводу из кризиса продолжается.

Не будем забывать, что впервые слово «концессия» в отношении муниципального транспорта произнес бывший директор МУП «Экспресс» Юрий Шахунц, и до сих пор никаких конкретных предложений по этой теме не прозвучало.

 
По теме
 
Профильный комитет ЗС НО одобрил инициативу о поступлении в дорфонд денег от штрафов за нарушение ПДД - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Алёна Вдовиченко Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного собрания Нижегородской области одобрил законодательную инициативу о поступлении в до
18.06.2018
Владимир Тарасов - НИА Нижний Новгород Владимир Тарасов Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Юлия Серебрякова "Любая концепция по школьному питанию должна быть несложная и прозрачная",
20.06.2018
 
Глеб Никитин - АиФ Н.Новгород Владиславу Егорову предстоит преодолеть «муниципальный фильтр» Владислав Егоров © / КПРФ Нижегородское региональное отделение КПРФ выдвинуло вице-спикера Законодательного собрания области Владислава Егорова на выбо
18.06.2018
Стратегия-2035 предполагает оптимизацию работы нижегородских медучреждений за счет создания дирекций - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области, рассчитанная до 2035 года, предполагает вывод административно-хозяйственной деятельности медучреждений в управление дирекций.
19.06.2018
Нижегородский театр оперы и балета покажет оперу "Иван Сусанин" в день годовщины начала Великой Отечественной войны 22 июня - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" Нижегородский театр оперы и балета покажет оперу Михаила Глинки "Иван Сусанин" в день 77-й годовщины начала Великой Отечественной войны 22 июня 2018 года.
20.06.2018 НИА Нижний Новгород
19 июня 2018 года директор департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Александр Бодриевский ответил на вопросы журналистов в городском пресс-центре,
19.06.2018 Нижегородские новости
Фото: соцсети Станислаав Сергееевич Говорухин ( 29 марта 1936 , Березники, Свердловская область, РСФСР, СССР — 14 июня 2018 , Барвиха, Московская область, Россия) — советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист,
16.06.2018 Нижегородская правда
20 июня  глава администрации района Н.А.Чичков  провёл оперативное совещание с руководителями структурных подразделений администрации,
20.06.2018 Администрация Бутурлинского района
Если бы всё ограничивалось только спортом, политики не придавали бы чемпионату мира по футболу такое значение.
20.06.2018 Газета Нижегородский рабочий
Чемпионат мира по футболу в нашей стране стартовал. Кто-то ждал этого события семь с половиной лет, когда в Цюрихе объявили результаты голосования членов ФИФА, а кто-то всю сознательную жизнь.
20.06.2018 Газета Нижегородский рабочий
Сборная СССР перед матчем открытия чемпионата мира 1970 года. Верхний ряд – Кахи Асатиани, Альберт Шестернёв, Анзор Кавазашвили, Владимир Капличный, Геннадий Логофет, Анатолий Бышовец; нижний ряд – Евгений Ловчев,
19.06.2018 Нижегородская правда
Ямочный и карточный ремонт дорог продолжается в Автозаводском районе В рамках выделенного финансирования на содержание дорог 2018 года администрацией района ежедневно проводятся работы по устранению деформаций дорог о
20.06.2018 Администрация Автозаводского района
Фото: НИА "Нижний Новгород" Нижегородский театр оперы и балета покажет оперу Михаила Глинки "Иван Сусанин" в день 77-й годовщины начала Великой Отечественной войны 22 июня 2018 года.
20.06.2018 НИА Нижний Новгород