Алексей Казаков: У подводников — особый характер

Фото: d-ved.ru

Порой люди выбирают свою судьбу еще в  детстве, независимо от  того, чем занимались их  отцы и  деды. Служба на  подвод­ной лодке  — одна из  самых сложных военных профессий, но  в  то  же время и  романтичных. Само море, могучее и  безбрежное, безжалостное и  нежное одновременно, накладывает свой отпечаток на  моряков. За  это его и  любят.

80 лет назад, 11  мая 1937 года в  нашей стране официально был создан Северный флот. Основу его составляют атомные ракетные и  торпедные подводные лодки, а  также ракетоносная и  противолодочная авиация.
В  канун юбилея мы  поговорили с  одним из  дзержинских подводников, старшим помощником командира подводной лодки, капитаном третьего ранга Алексеем Казаковым.
—  Алексей Евгеньевич, как вы  пришли к  решению связать свою жизнь с  флотом?
—  Насколько я  себя помню, военным я  хотел быть всегда  — с  четвертого класса школы, это уж  точно. К  этому я  шел, и  примерно в  10 классе, когда нас стали водить в  военкомат, рассказывать про всякие воинские профессии, я  определился, что хочу в  будущем стать моряком.
Дальше пришлось выбирать учебные заведения, которые готовят соответствующих специалистов. Во  всей стране таковых было не  больше 11, включая такие далекие точки, как Баку и  Севастополь. Причем данные заведения различались по  спецификации выпускников, по  профессиям, которые они осваивали. И  я  выбрал в  Санкт-Петербурге Военно-морской институт радиоэлектроники им.  А.С. Попова. Там в  1987 году я  закончил факультет боевых информационных управляющих систем надводных кораблей и  подводных лодок. Мы  изучали управление самым современным оружием, ориентированным на  радиоэлектронное подавление ракет потенциального врага.
—  Почему именно подводный флот стал вашим призванием?
—  Наверное, это просто судьба. Хотя не  обошлось и  без курьезного случая, но  об  этом потом.
Изначально я  попал служить на  атомную многоцелевую подводную лодку 705-го проекта «Лира» (по  классификации НАТО  — «Alfa»). Ее  задача  — разведка, уничтожение средств противника, защита своих подводных лодок, оборудованных большими баллистическими ракетами. Лодка беспримерно скоростная  — на  испытаниях развивался ход до  45 узлов, притом что даже у  торпеды ниже  — 42 узла.
Между тем к  тому времени, когда я  закончил вуз, появились куда более прогрессивные субмарины: например, лодки проектов «Комсомолец» и  «Барракуда», экипажи которых пополнялись в  первую очередь. Но  меня направили на  «Лиру», имевшую особые конструктивные решения.
Специалистов моей профессии, их  иногда еще называют «вычислителями», на  флоте всегда не  хватало. Экипаж лодки был 30 человек: 6 мичманов, 24 офицера. И  я  на этой «Лире» прошел очень хорошую школу. Меня, молодого лейтенанта, учили капитаны третьего ранга. Но, конечно, и  спуска не  давали. Я  нисколько не  жалею о  том, что свой трудовой путь начинал на  данной подлодке. Кстати, лишь потом я  узнал о  том, что командиру «морского охотника» пришлось серьезно «проставиться» кадровикам, как было принято в  те  времена, несколькими литрами спирта, чтобы меня взяли на  данное судно. Вот такой курьез.
—  Как развивалась ваша флотская карьера?
—  В  26 лет я  сдал экзамен на  самостоятельное управление подводной лодкой. Сразу стал вахтенным офицером, а  на  флоте это много значит. И  дальше шла моя трудовая жизнь, которая мне очень нравилась. На  подводных лодках я  отработал 11 лет: с  1987 по  1998 годы. Уже в  1987-ом мой командир, Олег Александрович Горлов, рекомендовал меня как помощника командира только что построенной, новой субмарины. Тогда подлодки этого класса именовались «Кондор», а  сейчас, в  связи с  развитием проекта, стали называться «Псков». Кстати, субмарина, на  которой я  работал, была изготовлена на  нашем нижегородском заводе «Красное Сормово». Закончил  же я  свою работу в  Вооруженных силах в  пункте базирования подлодок Видяево.
—  Поддерживаете  ли вы  сейчас отношения с  прежними коллегами по  службе?
—  Да, мы  не  прерываем с  друзьями отношений. Так, мой друг и  однокашник Александр Моисеев сейчас является начальником штаба Северного флота, он  Герой России. А  в  Дзержинске руководителем одного из  подразделений МЧС сейчас работает бывший старший помощник командира ракетоносца, еще один мой товарищ, Олег Захаров.
Впрочем, в  действующем флоте моих сослуживцев, людей из  нашей роты, осталось всего человек пять, и  они искренне работают на  благо своей страны.
Достойных людей среди подводников большинство. Соотечественники знают, что многие из  них отдали свою жизнь в  служении России. Примеры совсем рядом. Когда меня перевели на  подводную лодку «Новгород Великий», на  одном пирсе с  нами стояла атомная подлодка «Курск», экипаж которой трагически погиб в  2000 году. Мы  с  этими ребятами друг друга очень хорошо знали, в  гости заходили  — как две лавочки в  одной деревне были. И  боль от  случившегося для меня никогда не  заживет.
Вообще, служебное братство подводников было и  остается. Лично мне постоянно везло с  коллективом.
—  Не  жалеете  ли вы  сейчас, что в  свое время ушли из  Вооруженных сил?
—  Бывает, что жалею. Но  тогда решение оставить службу было принципиальным. Во  многом его спровоцировала государственная политика, из-за которой военные не  получали зарплату месяцами. Мы  на  Северном флоте попросту вынуждены были ловить рыбу, чтобы прокормить свои семьи. В  море она легко ловится: треска, зубатка, скумбрия. Это только с  виду постороннему наблюдателю кажется, что Север  — скудный край. На  самом деле он  очень богатый. Я  в  него просто влюблен, и  если возможность появится, то  обязательно поеду туда отдыхать.
—  Что для вас сложнее, быть на  рейде или на  базе?
—  Трудно сказать. На  рейде простоишь в  тоске, а  в  море многими считалось, что лучше. Канцелярская работа на  берегу сильно заматывает. А  в  море строго исполняешь свои обязанности. Да, иногда там не  бывает времени поспать, случаются тревожные вызовы. Но  лично мне очень нравилась именно эта боевая работа.
Отмечу, лодка, на  которой я  завершил свою морскую карьеру,  — это «Беркут», ныне она называется «Новгород Великий». Ее  экипаж составляет 90 человек. Это, опять  же, многоцелевая субмарина.
—  Скажите, что вам дала для жизни морская работа?
—  Она сформировала мой характер, научила не  сдаваться в  сложных ситуациях. Вообще, у  подводников характер особый, прямой и  уверенный. Служба в  Северном флоте  — это большая жизненная школа. По  сути, суровые морские будни закладывают в  тебя оптимизм на  все предстоящие годы. Теперь, когда я  попадаю в  сложные жизненные ситуации, то  знаю, что все разрешимо и  дальше будет только лучше.

Алексей МУХИН

 
По теме
Департамент архитектуры и градостроительства провел общественные обсуждения технического задания к проекту реконструкции парка культуры и отдыха им.Зернова и набережной реки Сатис.
16.07.2018
На ремонт дорог дополнительно выделено более 26 миллионов рублей - Администрация г. Саров Плановое заседание городской думы состоялось 16 июля. В ходе рассмотрения повестки дня директор департамента финансов Любовь Маркова представила отчет об исполнении бюджета 2017 года и корректировку бюджета 2018 года.
16.07.2018
 
 
30 июля 2018 года c 14.00 приемная граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области проводит безвозмездную правовую консультацию для пенсионеров и граждан, имеющих льготные категории - Воскресенский район С целью оказания правовой помощи населению приемная граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области 30 июля 2018 года c 14.00 проводит безвозмездную правовую консультацию для пенсионеров и граждан,
16.07.2018
На территории г.о.Перевозский действует запрет на разведение костров и сжигание мусора - Перевозский район Уважаемые жители городского округа Перевозский! Напоминаем вам, что в связи с установившейся сухой и  жаркой погодой на территории городского округа Перевозский продолжает действовать запрет на разведение костров,
16.07.2018
В начале июля Центральную детскую библиотеку посетили дети из прогулочной группы «Нескучные каникулы», организованной при Доме культуры села Мурзицы - Администрация городского округа Сотрудники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг Лето — удивительная пора!
16.07.2018 Администрация городского округа
Когда погода не радует ласковым солнышком, а городской пляж залит дождями, невольно подумываешь о путешествии на море.
12.07.2018 Дзержинские ведомости
  На прошлой неделе в Городской думе Дзержинска прошло сразу два заседания.
06.07.2018 Дзержинское время
  Городской парк должен стать единым недвижимым комплексом (ЕНК). Такая идея недавно обсуждалась на очередном заседании Общественной палаты Дзержинска.
06.07.2018 Дзержинское время
В Дзержинске установилась жара - Дзержинск.рф По данным ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», днем 17 июля местами по Нижегородской области, в том числе в Дзержинске, ожидается жара +30…+31°С.
16.07.2018 Дзержинск.рф
В Арзамасском районе Нижегородской области раскрыто убийство местного жителя, совершенного в условиях неочевидности - СУ СК РФ Следователями СО по г. Арзамас СУ СК России по Нижегородской области по факту безвестного исчезновения 47-летнего мужчины, который ушел 8 июня 2018 года из дома в г. Арзамас, возбуждено уголовное дело по признакам преступления,
16.07.2018 СУ СК РФ
Новорожденная девочка получила ожоги из-за грелки, которую ей положила медсестра pixabay.com Суд рассмотрит уголовное дело в отношении 42-летней медсестры, обвиняемой в причинении ожогов младенцу в нижегородской больнице,
16.07.2018 АиФ Н.Новгород
Концерт Валерия Меладзе пройдет 18 ноября в Дзержинске.  Это ярчайшая фигура отечественной эстрады, обладатель уникального стиля и потрясающих вокальных данных.
16.07.2018 Дзержинск.рф
БАЛАХНА Слова шлягера «Музыка нас связала» вполне могут стать девизом семьи Максимовых.
16.07.2018 Нижегородская правда
Грандиозный салют и бесплатный концерт звезды российского шоу-бизнеса Леонида Агутина ждёт сегодня нижегородцев на фестивале болельщиков FIFA.
15.07.2018 Нижегородская правда
Пассажиропоток на нижегородской станции метро "Стрелка" за месяц работы составил более 340 тысяч человек - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Юлия Серебрякова Пассажиропоток на станции метро "Стрелка" в Нижнем Новгороде за первый месяц её работы составил более 340 тысяч человек.
16.07.2018 НИА Нижний Новгород