Очередное заседание экспертного совета при главе администрации Дзержинска прошло в попытках отыскать оптимальный бренд нашего города.
От бренда к бренду
Английское слово brand переводится как «символ, отличающий компанию от конкурентов». В советское время Дзержинск называли «городом химиков». Или даже «столицей химии». Это был наш узнаваемый, неофициальный бренд, которым горожане заслуженно гордились. А, например, сто лет назад нашу местность в народе называли «нижегородской Ялтой». И это тоже был раскрученный «дачный» бренд. За последние 20 лет объемы химического производства в Дзержинске сократились в разы. «Столицей химии» мы, похоже, уже не будем никогда. Возрождать (по крайней мере, в полном объеме) бренд «нижегородской Ялты» на руинах «столицы химии» желающие сегодня вряд ли найдутся. Городу нужен новый бренд. Что же взамен?
Два года назад Городская дума приняла стратегию социально-экономического развития Дзержинска до 2030 года. Одним из элементов стратегии стал официальный городской бренд «Дзержинск — город возможностей». Бренд, обращенный в будущее. Однако скептически настроенные специалисты полагают, что нашему городу нужен другой бренд, в большей степени связанный с настоящим.
Доктор исторических наук Александр Егоров полагает, что бренд города должен выражать идентичность Дзержинска, его отличие от других городов. Идентичность (по Егорову — прим. авт.) ищется довольно простым способом — через социологический опрос. Жителям города задают ключевой вопрос. Например: что для них значит Дзержинск? У каждого имеется свое собственное представление о городе. Социологические данные суммируются с выводом некоего общего знаменателя. В качестве примера нового бренда Александр Егоров предложил такой вариант: «Дзержинск — инновационный город дружных и успешных людей». Коллеги по экспертному совету заметили, что предлагаемый вариант «слишком громоздкий».
А еще «плохо проговаривается». Было отмечено, что в России в настоящее время существует не так уж много узнаваемых брендов городов, которые помогают их обладателям успешно продвигать свои товары и услуги на мировой рынок.
«В нашей стране сегодня нет хороших примеров городских брендов, которые были бы приняты общественностью», — считает начальник отдела мониторинга и информации администрации Дзержинска Алена Баканова. К тому же, если для определения оптимального бренда города необходимо закладывать в городской бюджет серьезные деньги, возникает закономерный вопрос: а нужен ли нам вообще этот бренд?
Члены экспертного совета высказали собственное мнение о бренде Дзержинска. В определенных кругах наш славный город именуют не иначе как «дустом». Некоторые эксперты честно признали, что Дзержинск, по их мнению, это свалка Нижнего Новгорода. Понятно, что такого рода «народные» бренды не имеют шансов стать официальным символом города. Тем не менее совсем уж забывать о существовании народного «брендирования», наверное, не стоит.
Некоторые горячие головы вообще предложили придать Дзержинску статус субъекта Федерации (которые имеют сегодня Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) как самостоятельному региону с прямым подчинением главе государства. Вот тогда, дескать, навсегда избавимся от статуса вечного города-спутника Нижнего Новгорода. Безусловно, не самый худший вариант. И бренд тогда искать будет гораздо проще. Другое дело, что подобный вариант пока может быть только шуткой. Или красивой фантазией. Живой документ
Дискуссия в рамках экспертного совета в итоге выявила две прямо противоположные точки зрения на проблему «брендирования» Дзержинска. Либо мы действительно «прислоняемся» к «богатому соседу» Нижнему Новгороду и остаемся «вечно вторыми». Либо пытаемся сыграть на собственной уникальности. Какой? Не важно. Как заметил один из членов экспертного совета, «уникальность, в конце концов, можно и выдумать».
Главный итог прошедшего заседания экспертного совета при главе администрации Дзержинска, на мой взгляд, заключается в другом. Поиск оптимального бренда происходит в рамках возможной корректировки стратегии социально-экономического развития Дзержинска до 2030 года. Стратегия, как говорили раньше, это не догма, а руководство к действию. Жизнь не стоит на месте. Документ, определяющий пути развития нашего города на ближайшие 13 лет, — живой организм. Его можно и нужно корректировать в соответствии с новыми трендами, которые постоянно предлагает динамично меняющаяся действительность. Что, собственно говоря, и происходит периодически на заседаниях экспертного совета при главе администрации города.
Александр Егоров, председатель экспертного совета по социально-экономическому развитию Дзержинска: «Бренд помогает управлять репутацией города».
«Глобальная конкуренция в борьбе за ресурсы диктует необходимость обладания брендом. Бренд помогает управлять репутацией города. Бренд — эффективный инструмент реализации стратегии социально- экономического развития Дзержинска. Когда принималась стратегия развития города до 2030 года, бренд был обозначен как „Дзержинск — город возможностей“. На мой взгляд, этот бренд имеет несколько ключевых недостатков. Например, сейчас много городов имеют подобный бренд, никакой конкретикой дзержинский не наполнен. Не отражено настоящее города и его перспективы».
Александр Марков, начальник управления общественных связей администрации Дзержинска: «Мы — «город номер два».
«Возврат к бренду «столица химии» невозможен. Нужно признать, что мы — «город номер два» в регионе, спальный район Нижнего Новгорода. Транспортная связка между Дзержинском и областным центром в последние годы постоянно росла, что неизбежно привело к перетоку трудовых ресурсов. Мы пока не понимаем социальных последствий постройки через несколько лет высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Нижний Новгород — Казань. Когда до Москвы можно будет доехать за полтора часа, эффект пылесоса коснется даже самых неактивных горожан. Единственное, что нас может спасти, — развитие Нижнего Новгорода. Как только построят ВСМ, «Стригино» станет четвертым базовым аэропортом Москвы. Поэтому Дзержинск должен развиваться через Нижний, который знают в Европе. А после проведения чемпионата мира по футболу Нижний Новгород будут знать еще больше».
Ирина Первухина, член экспертного совета по социально-экономическому развитию Дзержинска: «Бренд должен быть уникальным».
«Неоднократно приходится слышать: Дзержинск — провинция. Поэтому работу над брендом города необходимо вести с учетом данного стереотипа. Я считаю, что бренд должен быть уникальным. Тогда он повлечет за собой экономическую выгоду. Большинство потребителей пытаются найти уникальный товар. Поэтому очень важна целевая аудитория, для которой мы будем создавать наш бренд: федеральные органы власти, российские и зарубежные инвесторы, жители города и области. Если мы будем продвигать себя через Нижний Новгород, мы потеряем свою уникальность. Я согласна, что Нижний Новгород на нас влияет, что мы можем к нему «прислониться» и даже стать его частью. Но уникальность терять нельзя. Во всем мире есть небольшие города, которые чем-то себя проявили как уникальные. Есть ли эта уникальность у Дзержинска? Я считаю, что есть. Причем раскрутка этой уникальности не требует больших вложений».
Сергей АНИСИМОВ