Новости города БезФормата.Ru
Дзержинск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Хроника пикирующего «Экспресса»

Хроника пикирующего «Экспресса» - Репортер и время
Фото: reporter-dz.ru

Каковы причины сегодняшнего состояния муниципального транспортного предприятия?

Представьте себе историю. Капитан «Титаника» выражает несогласие с методикой спасения пассажиров тонущего лайнера и первым покидает корабль. Ему дружно аплодирует либерально настроенная пресса, клеймя позором тех, кто еще пытается спасти людей, оставшихся на корабле. Не правда ли, дикость? Наверное, эта метафора не совсем применима к ситуации с МУП «Экспресс» и с его бывшим «капитаном» Юрием Шахунцом, но что-то общее в этом можно усмотреть.

Проблемы муниципального транспорта начались не сегодня и не вчера. Они копились годами, накапливались, как канцерогены, и то, что мы имеем сейчас, есть результат не только предыдущей пятилетней истории МУП «Экспресс», но и результат всего постсоветского развития города. Мы провели самое тщательное журналистское расследование и в принципе готовы ответить на один из извечных русских вопросов: кто виноват? А вот на второй, не менее знаковый вопрос – что делать? – придется ответить дзержинской власти.

Возить бы рад, да некого возить

Городской транспорт Дзержинска – это дитя советского времени, его главной задачей было обеспечить перевозки больших масс рабочих из дома на предприятия и обратно. Именно поэтому в городе был самый большой в Европе трамвайный маршрут, связавший Восточную и Западную промышленные зоны. Внутригородских маршрутов было немного: 4 трамвайных, 4 троллейбусных и 5 автобусных. Далеко не всегда из одного района города в другой можно было добраться без пересадок. Правда, надо отдать должное, и проезд стоил 3 копейки – на электротранспорте и 5 копеек – на автобусе.

Итак, главной задачей транспорта в советское время была доставка людей на производство и домой. Естественно, когда в 1991 году Советский Союз приказал долго жить, а промышленные предприятия прошли через процедуру банкротства, возить на заводы стало просто некого, да собственно заводов в советском понимании этого слова не стало. Пассажиропоток «сдулся». Причем можно четко определить рамки этого процесса – с 1994 по 1997 год. После этого срока говорить о существовании, например, трамвая в Дзержинске стало бессмысленно. Можно было только гадать, когда он умрет.

Умирание длилось почти двадцать лет и стоило бюджету города нескольких миллиардов рублей, которые можно было потратить на другие цели. Поэтому тот, кто борется за восстановление трамвая, либо «розовый мечтатель», не понимающий азов экономики, либо «балабол», пытающийся заработать политические очки.

Пенсионер в нагрузку

Мы определились с тем, что крах дзержинской химии существенно изменил пассажиропоток муниципального транспорта. Кого стали возить наши троллейбусы и автобусы вместо рабочих? Ответ находим на страницах книги Виктора Сопина «Уроки демократии». Областной властью во главе с Борисом Немцовым и городской властью во главе с Виктором Сопиным было принято решении о введении для пенсионеров бесплатного проезда, при этом никакой компенсации для муниципального транспортного предприятия предусмотрено не было. Конечно, возить забесплатно пенсионеров – дело благое, но итогом стало банкротство целого ряда пассажирских предприятий Дзержинска. Немцов и Сопин стали хорошими для нижегородцев, но не за свой счет, а за счет транспортных предприятий. В конечном итоге целью принятия решения о бесплатной перевозке пенсионеров было не улучшить положение пенсионеров, а бросить им «кость», чтобы избежать массовых социальных выступлений и сохранить власть в руках либералов, взявших ее в 1991 году.

Удар частником

К рубежу 1990-2000-х гг. стало ясно, что муниципальное транспортное предприятие не в состоянии обеспечить транспортные перевозки в городе. Подвижной состав не обновлялся почти 10 лет и безнадежно устарел. Денег на покупку новых единиц транспорта не было. Напомним, что компенсацию за перевозку льготников муниципальный транспорт не получал. Именно тогда впервые город обратился к идее привлечение к перевозкам частного инвестора. Именно в это время были созданы крупнейшие на сегодня дзержинские перевозчики. За счет частных средств они закупили подвижной состав и вышли на городские маршруты.

Муниципальный транспорт был поставлен в условия жесткой конкуренции с частником. Эту конкуренцию он изначально не мог выиграть. Частник на новой маршрутке за живые деньги возил экономически активное население, а муниципальный транспорт на старом изношенном троллейбусе бесплатно вез пенсионеров. С ростом пенсий и заменой бесплатного проезда денежной компенсацией и пенсионеры стали постепенно пересаживаться с муниципального транспорта на частный. МУП «Экспресс» опять начало лихорадить. Возникли попытки введения так называемых «арендных троллейбусов», где проезд осуществлялся за живые деньги. Таким образом, идея передачи электротранспорта частнику далеко не нова. Она активно продвигалась с 1999 по 2004 год.

Собственно говоря, при таких условиях можно было с точностью до года прогнозировать дату «гибели» муниципального транспорта в Дзержинске. Это должно было случиться в 2007, край – в 2008 году.

Надежда умирает последней

Итак, дзержинская администрация уже в 2006 году подготовилась к похоронам муниципального транспорта. Ситуация казалась безвыходной. Транспорт не обновлялся, долги перед поставщиками росли, с частниками конкурировать было невозможно. За дальнейшие слова автор статьи получит порцию критики от местных дзержинских общественников, потому что заявит, что в 2006 году муниципальный транспорт от гибели лично спас тогдашний мэр Дзержинска Виктор Портнов. Он сделал две простые вещи. Первое – выделил деньги «Экспрессу» из бюджета, но не на текущее содержание, а на закупку нового подвижного состава. Тогда в город впервые за 15 лет пришли новые троллейбусы и автобусы. Второе – он дал команду юристам администрации подать в суд на министерства финансов России и Нижегородской области и взыскать деньги за неоплаченные предприятию затраты по перевозу льготников. Были выиграны суды на сотни миллионов рублей. Под эти деньги была разработана и реализована программа обновления муниципального транспорта. В общей сложности за 4 года парк техники был обновлен на 60%, МУП «Экспресс» до сих пор работает на «портновских» троллейбусах и автобусах. Казалось бы, шанс есть…

Медведев, на улицу!..

В 2010 году в результате всенародных выборов Виктора Портнова на посту мэра сменяет Виктор Сопин. Его администрация признает неэффективной всю работу управления транспорта и руководства МУП «Экспресс». На улице оказывается не только «пропортновский» начальник управления транспорта Дмитрий Волокушин, но и многолетний руководитель МУП «Экспресс», настоящий профессионал своего дела, не замеченный в политических играх Александр Медведев. В один из январских дней 2011 г. одним росчерком пера надежда на возрождение муниципального транспорта в Дзержинске была убита. Теперь «Экспресс» с вероятной неизбежностью должен был прийти к тому существованию, которое мы наблюдаем сейчас.

Уходя с поста директора предприятия, Медведев помимо обновленного парка техники оставил на счетах предприятия 123 млн., которые планировалось направить на модернизацию контактной сети и закупку подвижного состава. За один 2011 год эти деньги были проедены (или разворованы?), и у «Экспресса» вновь появились 20 млн. кредиторской задолженности. Оказалось, что, чтобы вновь кинуть предприятие в пучину кризиса, достаточно одного года. За последующие три-четыре года муниципалитет в различной форме вложил в предприятие почти полмиллиарда рублей. И при этом на начало 2016 года оно имело 78 млн. долгов.

«Даже Шахунц не смог до конца…»

С приходом в дзержинскую администрацию Виктора Нестерова ситуация вокруг «Экспресса» получает новое развитие. Нестеров принимает скоропалительное, но единственно верное в тот момент решение прекратить трамвайные перевозки. Без этого решения «Экспресса» не было бы уже к маю 2016 года. То, что Нестеров – выходец не из Дзержинска, в тот момент было скорее плюсом, чем минусом и помогло ему избежать излишнего «соплежевания» по поводу судьбы дзержинского трамвая, которое присуще местным «защитникам транспорта».

Назначение Юрия Шахунца на пост директора транспортного предприятия было попыткой администрации привлечь депутатское внимание к судьбе предприятия. Шахунц, соглашаясь стать директором, видимо, не осознавал всей глубины проблемы. Его несомненная заслуга – грамотная организация распродажи активов предприятия, наведение элементарного порядка и меры по сокращению кредиторской задолженности на предприятии. Однако бизнесмен Шахунц почему-то не придал значения мероприятиям по сокращению текущих издержек МУП «Экспресс» и прежде всего не почистил административно-управленческий персонал, который даже самими работниками «Экспресса» признается избыточным. Видимо, дзержинцу Шахунцу просто не хотелось ссориться с людьми.

Когда стало ясно, что лишних денег в бюджете нет и кардинальные меры принимать придется, он красиво «умыл руки» и, по сути дела, обыграл администрацию, где, видимо, рассчитывали, что Юрию Владимировичу достанется вся «грязная работа».

Поражает текст заявления пресс-службы администрации в связи с уходом Шахунца, который более напоминает то ли эпитафию, то ли преамбулу к почетной грамоте. Не можем не удержаться, чтобы не привести в цитате часть этого «перла»: «Администрация Дзержинска очень благодарна Юрию Владимировичу за то, что он в сложное время возглавил МУП «Экспресс». Он очень много сделал для предприятия и добился определенных результатов. К сожалению, даже такой опытный руководитель, как Ю.В. Шахунц, не смог до конца вывести предприятие из кризиса. Если не смог он, то, видимо, это не под силу никому».

Судя по всему, отставка Шахунца все-таки была для дзержинских властей неожиданностью. Все, что было дальше, больше смахивает на импровизацию.

Трудно сказать, в чью голову в дзержинской администрации пришла идея передать муниципальный транспорт в концессию. Главное не в этом. Тема концессии стала единственным средством для местной власти красиво выйти из истории с «Экспрессом» после неудавшейся попытки сделать крайним за все Шахунца. Единственной альтернативой концессии в существующей ситуации является банкротство предприятия, крах муниципального транспорта и социальная напряженность в коллективе. Поэтому больше всего в дзержинской мэрии боятся, что в час «Х» никто не захочет брать муниципальный транспорт в концессию, а такое вполне вероятно.

Почему молчит общественная палата?

Страсти вокруг МУП «Экспресс» не угасают несколько недель, при этом главный общественный орган города Дзержинска – общественная палата – сохраняет в отношении этой темы гробовое молчание. Как будто нет проблем в Дзержинске с муниципальным транспортом, как будто не должна Общественная палата контролировать власть и защищать нужды и чаяния простых людей. Не комментируется отставка Шахунца, не предлагаются пути выхода предприятия из кризиса, не дается анализ альтернатив транспортной концессии, предлагаемой администрацией. Зададимся простым и однозначным вопросом: почему? Версия у автора напрашивается только одна: глава Общественной палаты, экс-мэр и экс-демократ 90-х Виктор Сопин ответственен минимум за два судьбоносных решения, которые негативно сказались на экономике муниципального транспорта и в итоге привели «Экспресс» к сегодняшней ситуации.

Алексей КАЛУГИН.

Исполняющий обязанности главы администрации Канавинского района Михаил Шаров примет участие в торжествах, посвященных 200-летию Спасо-Преображенской (Карповской) церкви, в субботу, 19 августа в 9:30.
18.08.2017 Время Н
Начальник управления экономики администрации Канавинского района Эдуард Цветков провел прием граждан по личным вопросам в пятницу, 18 августа.
18.08.2017 Время Н
Сотрудники администрации Московского района сдали кровь в передвижной лаборатории областной стации переливания крови в пятницу, 18 августа.
18.08.2017 Время Н
Заседание организационного комитета по подготовке к празднованию 100-летия ВЛКСМ, в состав которого вошли ветераны комсомола, представители учреждений, предприятий и общественных организаций района,
18.08.2017 Время Н
Итоги традиционного летнего конкурса по благоустройству территорий дошкольных образовательных учреждений «Территория детства» подвели в Ленинском районе.
18.08.2017 Время Н
Завершился первый летний онлайн-чемпионат по киберспорту от Дневник. ру и Selectel «Битва школ».
18.08.2017 Время Н
f6f277f0-83ca-11e7-b424-45ebc86b3a6c - NewNN.RuСотрудники КемГУ и Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области запустили пилотный проект под названием «Бережливая поликлиника».
18.08.2017 NewNN.Ru
67c94410-840c-11e7-b8b4-4774a154bb38 - NewNN.RuВечером восемнадцатого августа текущего года жителей города Кемерово в Кировском районе напугал мужчина.
18.08.2017 NewNN.Ru
67c94410-840c-11e7-b8b4-4774a154bb38 - NewNN.RuЖители города Кемерово неоднократно замечали в небе несколько вертолетов.
18.08.2017 NewNN.Ru
Специалисты управления административно-технического и муниципального контроля проверили строительные площадки в центре Нижнего Новгорода в пятницу, 18 августа.
18.08.2017 Время Н
Компания «Ростелеком» и семейный развлекательный телеканал Nickelodeon приглашают детей и их родителей 20 августа в Сормовский парк на свой праздник.
18.08.2017 Время Н
Житель Бора пришёл в полицию и сознался в убийстве, которое совершил восемь лет назад.
19.08.2017 Время Н
Молодой человек госпитализирован в больницу в результате опрокидывания машины в кювет в Башкирии 16 августа - НТА-ПриволжьеУфа. 17 августа. НТА-Приволжье — Молодой человек госпитализирован в больницу в результате опрокидывания машины в кювет в Башкирии 16 августа.
17.08.2017 НТА-Приволжье
Открытый конкурс на три новых автобусных маршрута объявлен 17 августа - АиФ Н.НовгородПобедитель должен будет выставить по 15 автобусов на каждый маршрут pixabay.
18.08.2017 АиФ Н.Новгород
Пожарные спасли 35 человек из горящей 9-этажки в Автозаводском районе - АиФ Н.Новгород
Пожарные спасли 35 человек из горящей 9-этажки в Автозаводском районе
Пострадавших нет pixabay.com 64-летний курильщик сгорел при пожаре в общежитии в Дзержинске 17 августа 2017 года в 13.30 начался пожар в Автозаводском районе в девятиэтажном доме на проспекте Ленина.
АиФ Н.Новгород
Мотоциклисты пострадали в Арзамасском районе при столкновении с трактором - АиФ Н.Новгород
Мотоциклисты пострадали в Арзамасском районе при столкновении с трактором
36-летний водитель мотоцикла скончался pixabay.com 15-летняя школьница погибла в автоаварии в Арзамасе Пресс-служба Управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области сообщила,
АиФ Н.Новгород
Житель Узбекистана был убит в Ковернинском районе 57-летним нижегородцем - АиФ Н.Новгород
Житель Узбекистана был убит в Ковернинском районе 57-летним нижегородцем
Мигранта убил житель Ковернино на могиле отца Максим Кармаев / АиФ 15 августа вдовец был убит соседкой на поминках жены Пресс-служба Следственного Управления Следственного Комитета сообщила новость об ужасном убийстве.
АиФ Н.Новгород
Рынок "Кузбасский" в Нижнем Новгороде временно закрыт после сообщения о массовой драке - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 18 августа. НТА-Приволжье — Рынок "Кузбасский" в Нижнем Новгороде временно закрыт после сообщения о массовой драке.
18.08.2017 НТА-Приволжье
Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Юлия Асташкина Нижегородская администрация сообщила о планах ещё четырёх частных перевозчиков повысить стоимость проезда.
18.08.2017 НИА Нижний Новгород
"Ресторанный день" в Нижнем Новгороде сосредоточится в центре города - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 18 августа. НТА-Приволжье — "Ресторанный день" в Нижнем Новгороде сосредоточится в центре города.
18.08.2017 НТА-Приволжье
Большемурашкинская средняя школа порадовала красочным стендом и заняла 1 место - Газета Знамя
День поселка и района. Прикоснись к природе сердцем
«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем» — такими замечательными, трогательными словами,
Газета Знамя
Удивительные острова - Репортер и время
Удивительные острова
В Дзержинском краеведческом музее состоялось открытие фотовыставки «Соловки.
Репортер и время
«Горжусь Россией!» - Репортер и время
«Горжусь Россией!»
Во вторник, 22 августа, в Дзержинске пройдет фотоквест, приуроченный к празднованию Дня Государственного флага Российской Федерации.
Репортер и время
Взяли верх над швейцарцами! - ХК ТорпедоТорпедовцы одержали уверенную победу в матче-открытии предсезонного турнира "Bodensee Cup".
18.08.2017 ХК Торпедо
Первый покос травы начался на поле стадиона Химик - Дзержинск.рфНа поле стадиона «Химик» начался покос подросшего газона. Стадион реконструируется к чемпионату мира по футболу 2018 года,.
18.08.2017 Дзержинск.рф
Действия администрации Нижнего Новгорода при внедрении новой маршрутной сети признаны судом законными - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 17 августа. НТА-Приволжье — Действия администрации Нижнего Новгорода при внедрении новой маршрутной сети признаны судом законными.
17.08.2017 НТА-Приволжье
Футбол. Первенство области. Вышли на второе место - Газета Знамя
Футбол. Первенство области. Вышли на второе место
12 августа «Прогресс» преподнес шикарный подарок всем своим болельщикам на день поселка в очередном календарном матче одержав убедительную победу над перевозской «Чайкой» 3:0.
Газета Знамя
Фото из личного архива спортсмена - АиФ Н.Новгород
Чёртова дюжина Андрея Сироткина
В своём тринадцатом поединке на профессиональном ринге нижегородский боксёр сразится за звание чемпиона Европы.
АиФ Н.Новгород
«Олимпиец» на старте. Какое будущее ожидает нижегородский футбольный клуб? - Газета Нижегородский рабочий
Перспективы
В нынешнем сезоне главным клубом Нижнего Новгорода и области стал «Олимпиец», стартовавший в Футбольной Национальной Лиге, втором по силе дивизионе российского футбола.
Газета Нижегородский рабочий
Кирилл Осьминин вошел в состав БК "Нижний Новгород" - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 18 августа. НТА-Приволжье – Кирилл Осьминин вошел в состав БК "Нижний Новгород".
18.08.2017 НТА-Приволжье
Нижний Новгород. 18 августа. НТА-Приволжье – Ученик нижегородского лицея № 165 Глеб Боркунов стал чемпионом всероссийского киберспортивного турнира.
18.08.2017 НТА-Приволжье
Итоги традиционного летнего конкурса по благоустройству территорий дошкольных образовательных учреждений «Территория детства» подвели в Ленинском районе.
18.08.2017 Время Н
С.М. Матюнин проверяет работу системы автоматической пожарной защиты в Карабатовской школе - Газета Знамя
Все сделано для комфорта детей
Со 2 по 11 августа, согласно постановлению главы районной администрации, осуществлялась приёмка муниципальных образовательных учреждений района к новому учебному году.
Газета Знамя
«Химик» обновляется - Репортер и время
«Химик» обновляется
Администрация Дзержинска продолжает контролировать ход работ по реконструкции стадиона «Химик».
Репортер и время
«Того и гляди рухнет» Почему не сносят аварийные дома? - АиФ Н.Новгород
«Того и гляди рухнет» Почему не сносят аварийные дома?
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 16/08/2017 Городская прокуратура бьёт тревогу: 87 домов в областном центре требуют срочного сноса - они могут обрушиться.
АиФ Н.Новгород
IMG_4807 - ГУ МВД Нижегородской областиИзъятые в рамках ежегодной оперативно-профилактической операции растения направлены на исследование.
16.08.2017 ГУ МВД Нижегородской области
Нижегородская компания "Евродом" начала сотрудничество с минстроем России - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 15 августа. НТА-Приволжье — Нижегородская компания "Евродом" начала сотрудничество с министерством строительства России.
15.08.2017 НТА-Приволжье
Рынок "Кузбасский" в Нижнем Новгороде временно закрыт после сообщения о массовой драке - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 18 августа. НТА-Приволжье — Рынок "Кузбасский" в Нижнем Новгороде временно закрыт после сообщения о массовой драке.
18.08.2017 НТА-Приволжье
"Ресторанный день" в Нижнем Новгороде сосредоточится в центре города - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 18 августа. НТА-Приволжье — "Ресторанный день" в Нижнем Новгороде сосредоточится в центре города.
18.08.2017 НТА-Приволжье
Штабель леса сгорел в г.о. Семеновский Нижегородской области - НТА-ПриволжьеНижний Новгород. 18 августа. НТА-Приволжье — Штабель леса сгорел в г.о. Семеновский Нижегородской области.
18.08.2017 НТА-Приволжье