Фронтовик, инженер, художник

Фото: reporter-dz.ru

Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о жизни и творчестве дзержинского художника Николая Светлакова.

 

 

Николая Дмитриевича Светлакова можно по праву назвать человеком уникальным. Он принадлежит к поколению, на долю которого выпали тяготы войны, радость победы и мирного послевоенного труда. Ветеран Великой Отечественной, инженер-строитель, автор многих исследовательских работ и изобретений, педагог, более 30 лет преподававший в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Наконец, художник-любитель с многолетним творческим стажем, постоянный участник городских выставок. Трудно сказать, что из этого перечня занимает в его биографии наиболее важное место. В личности Светлакова соединились разнообразные интересы и направления деятельности. Сейчас он не оставляет занятий живописью и по мере сил участвует в общественной жизни Дзержинска.

Н.Д. Светлаков родился в 1924 г. в селе Сайгатка Пермского края и юношей оказался на Нижегородской земле – поступил в Горьковский строительный техникум. В конце 1942 г. был призван в армию, окончил военное училище, получив квалификацию специалиста по химической защите. Несмотря на то, что химическое оружие было запрещено, Германия производила его и удерживалась от применения только боязнью ответного аналогичного удара со стороны советских войск. С ноября 1944 по апрель 1945 г. Светлаков был командиром взвода химзащиты одного из стрелковых полков 48-й Ропшинской Краснознаменной дивизии, сражавшейся в составе 2-го Прибалтийского фронта. Победу встретил в Румынии, куда незадолго до того была переброшена его часть. (По воспоминаниям об этом радостном событии написана одна из картин Светлакова.)

После войны Николай Дмитриевич вернулся к профессии строителя, окончил техникум (1947 г.), а затем Всесоюзный заочный политехнический институт (1954 г.). Работал в Дзержинском филиале ГИАП по проектированию объектов химической промышленности, защитил диссертацию. С 1970 г. до выхода на пенсию в 2002 г. кандидат технических наук Светлаков преподавал в Горьковском инженерно-строительном институте им. В.П. Чкалова (ныне – Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет) в ученом звании доцента по кафедре архитектуры, руководил дипломными работами, опубликовал несколько учебных пособий и методических разработок. Проектную и педагогическую работу он сочетал с научно-исследовательскими занятиями, результаты которых изложены в многочисленных статьях, в том числе в ведущих отраслевых журналах. Долгие годы Светлакова интересуют проблемы взрывозащиты промышленных сооружений и жилых зданий, им предложен ряд практических мер по минимизации ущерба от аварий.

В течение всей жизни Н.Д. Светлакову сопутствует увлечение изобразительным искусством. Рисунку и живописи учился самостоятельно, с середины 70-х годов посещал студию самодеятельных художников при городском отделе культуры, на основе которой позднее возникло творческое объединение «Ветеран». Как к любому делу, к занятиям живописью он подходит с чрезвычайной добросовестностью и ответственностью. Работа над картиной ведется неторопливо и тщательно, с обширным подготовительным материалом, со стремлением к точности каждой детали. Всякий раз он с особым вниманием продумывает построение пространства. Порой возвращается к давно исполненному произведению и дорабатывает его, не упуская из виду мелочей. Можно сказать, что привычка ученого и изобретателя к методичному каждодневному труду и вкус к точному расчету перенесены им и в живопись. Во многом это определяет творческую манеру Светлакова.

 

Охарактеризовать суть его искусства одним-двумя словами трудно. В основе всегда лежит реалистический подход, а тщательность исполнения напоминает о таком явлении в отечественной провинциальной живописи XVIII – середины XIX в., как «наивный реализм», заключающийся в стремлении максимально точно воспроизвести натуру при недостаточно уверенном владении приемами академического рисунка и живописи. Разумеется, не следует понимать это сравнение буквально, в плане стилистического сходства старого искусства и работ современного художника. Однако в обоих случаях отступления от некоторых правил мастерства ведут не к снижению качества произведения, а к возникновению своеобразной стилистики.

Постоянно и много Светлаков работал с натуры. Правда, к большинству своих этюдов художник относится именно как к подготовительным работам, менее значимым, чем картины. С подобной недооценкой трудно согласиться: многие этюды отмечены лирическим настроением и обладают подлинной свежестью восприятия мотива, более гибкой и нюансированной разработкой цвета, более точной передачей состояния атмосферы и эффектов света, чем законченные композиции. Если картины Светлакова демонстрируют стремление художника к созданию серьезного, глубоко содержательного образа, то в этюдах живописное мастерство подчас выше. Особенно привлекательны небольшие, гармонично написанные виды окрестностей нашего города, Желнина, речки Осовец.

Сюжетные композиции Светлакова посвящены Великой Отечественной войне и основаны на лично пережитых им ситуациях и эпизодах. Подразделения химической защиты выполняли общевойсковые задачи, участвовали в боях, разведке. В произведениях художника изображаются не выдающиеся события и грандиозные сражения, а повседневная жизнь и деятельность войск, «фронтовые будни» (так называется небольшая книжечка воспоминаний Светлакова, изданная в 2011 г.).

Первой картиной на военную тему стал написанный в 1983 г. небольшой натюрморт «Букет ветерану». Тюльпаны в стеклянном стакане показаны в окружении книг, тетрадей, калькулятора, чем создается незримое присутствие автора – человека интеллектуального труда. Конкретным боевым эпизодам посвящены полотна «Перед атакой» (1987 г.), «Возвращение с боевого задания» (2005 г.), «Кукушка» (изображение притаившегося на дереве вражеского снайпера). Композиционное построение и колорит «Возвращения…» рассчитаны на яркий эмоциональный эффект: посреди широкого заснеженного поля цепочка солдат спешно возвращается в безопасное место под ослепительным сиянием вражеской ракеты и трассирующими пулями противника. И небо, и покрытая снегом земля окрашены багровыми оттенками, свет пугающе яркий и мертвенный, что создает напряженно-тревожное настроение. Личное воспоминание художника – взвод Светлакова однажды благополучно вышел из-под пулеметного обстрела – перерастает в обобщенный образ каждодневной боевой работы: тысячи подобных случаев, незначительных в общем масштабе военных действий, требовали от людей собранности и решительности перед лицом смертельной опасности.

В композицию «Лучи победы (Последние залпы)» (2011 г.), основанную на воспоминаниях о первых майских днях 1945 г., когда враг еще оказывал ожесточенное сопротивление, автор вводит символические мотивы: противоборство уходящей на запад грозовой тучи и солнечного света, сцену борьбы двух хищных птиц в небе. Теме памяти о войне посвящена картина «Журавли» (2010 г.), навеянная торжественно-печальной песней композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова. Может быть, образ решен здесь с чрезмерной прямолинейностью, но ему нельзя отказать в проникновенной искренности. На последней выставке «Городу подаренные краски», ежегодно проводимой весной в залах краеведческого музея, Светлаков представил два новых, только что завершенных произведения, одно из которых изображает дымовую завесу, а другое – возвращение советских солдат с победой через пышно цветущие молдавские сады.

Главной чертой характера Николая Дмитриевича наряду с ответственным отношением к делу следует назвать неравнодушие. Он живо интересуется всем происходящим в городе, является активным членом совета ветеранов. В 2005 г. он был инициатором проведения выставки «Долг памяти», собравшей произведения дзержинских художников-фронтовиков и работы более молодых мастеров на военную тему и сопровождавшейся иллюстрированным каталогом. Думается, это начинание стоило бы возродить. В последние годы Светлаков обратился к истории архитектуры нашего города и опубликовал несколько содержательных статей в газете и краеведческих сборниках, не раз говорил о необходимости комплексного подхода к сохранению историко-культурного наследия Дзержинска.

О Николае Дмитриевиче Светлакове можно было бы рассказать еще немало. В преддверии Дня Победы мы сердечно желаем ему долголетия, здоровья, неиссякаемой творческой энергии.

Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.

 
По теме
 
 
Никита Михалков приедет на открытие фестиваля «Горький fest» - АиФ Н.Новгород Торжественная церемония открытия фестиваля пройдет 20 июля Дирекция фестиваля «Горький fest» Организаторы назвали имена звезд, которые приедут на церемонию открытия кинофестиваля «Горький fest»,
18.07.2018
«Горький fest»: на красной дорожке Никита Михалков, Анна Чурина и другие звезды отечественного кинематографа - Время Н Торжественная церемония открытия II фестиваля нового российского кино «Горький fest» пройдет в Нижегородском театре драмы на Большой Покровской улице 20 июля.
18.07.2018
СМИ: задержан бывший заместитель прокурора Нижегородской области - АиФ Н.Новгород Генерал в отставке был задержан по подозрению в убийстве соседки Александр Ефанов / АиФ Бывший заместитель прокурора Нижегородской области Виктор Морозов задержан по подозрению в убийстве соседки,
18.07.2018 АиФ Н.Новгород
ФК "Нижний Новгород" сыграл вничью с саранской "Мордовией" в первом матче нового сезона - НИА Нижний Новгород Фото: ФК "НН" Футбольный клуб (ФК) "Нижний Новгород" сыграл вничью с саранской "Мордовией" в матче первого тура первенства Футбольной национальной лиги (ФНЛ), который прошёл в Саранске 17 июля 2018 года.
18.07.2018 НИА Нижний Новгород
Уважаемые нижегородцы, будьте предельно внимательны и осторожны у воды! - МЧС Нижегородской области Всего с начала купального сезона на территории Нижегородской области зарегистрировано 35 происшествий на воде, в результате которых погибли 34 человека, в том числе 7 детей.
17.07.2018 МЧС Нижегородской области
Причиной пожара стало короткое замыкание электропроводки Виктор Михалёв / АиФ Пожар произошел вечером 17 июля в многоквартирном доме на улице Адмирала Васюнина в Советском районе Нижнего Новгорода,
18.07.2018 АиФ Н.Новгород
Новорожденная девочка получила ожоги из-за грелки, которую ей положила медсестра pixabay.com Суд рассмотрит уголовное дело в отношении 42-летней медсестры, обвиняемой в причинении ожогов младенцу в нижегородской больнице,
16.07.2018 АиФ Н.Новгород
«Мы с Ветлуги – реки на Земле предков» - Ветлужский район XXIV Межрегиональный фестиваль «Мы с Ветлуги-реки» прошел в республике Марий Эл 14 июля 2018 г. У подножия древнего Ардинского городища в селе Арды Килемарского района раскинулась площадка праздника.
18.07.2018 Ветлужский район
Когда-то ее шутливо называли «балабайка» и «балаболка», а ныне это – виртуозный концертный инструмент, вошедший в золотой фонд отечественной культуры.
17.07.2018 Городской курьер
Торжественная церемония открытия фестиваля пройдет 20 июля Дирекция фестиваля «Горький fest» Организаторы назвали имена звезд, которые приедут на церемонию открытия кинофестиваля «Горький fest»,
18.07.2018 АиФ Н.Новгород
Роспотребнадзор призвал нижегородцев делать прививки от кори при поездках в Европу - НИА Нижний Новгород Фото: НИА "Нижний Новгород" НИА "Нижний Новгород" - Юлия Серебрякова Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области призвало нижегородцев делать прививки от кори, планируя поездки в Европу.
17.07.2018 НИА Нижний Новгород
Чемпионат мира по футболу - 2018, который проходил и в Нижнем Новгороде, закончился.
18.07.2018 Газета Нижегородский рабочий
Фото с сайта ХК «Торпедо» Состав «Сарова», в прошлом сезоне игравшего в первом раунде плей-офф, снова претерпел существенные изменения, о которых наша газета уже сообщала.
18.07.2018 Нижегородская правда