Нужен ли Дзержинску художественный музей?

Нужен ли Дзержинску художественный музей?
Фото: reporter-dz.ru

Кандидат искусствоведения Сергей Акимов оценил реальные возможности и пути организации муниципальной картинной галереи.

Увидев этот заголовок, многие читатели, несомненно, решат, что их вниманию предлагается очередной прожект, далекий от реальных потребностей горожан или, того хуже, имеющий сомнительную коммерческую подоплеку. Смеем надеяться, они неправы.

За почти 90 лет своей истории Дзержинск накопил немалое художественное наследие, заслуживающее сохранения, изучения, популяризации. Городской краеведческий музей работает в данном направлении, но не имеет возможности устроить постоянную экспозицию, отражающую развитие в городе изобразительного искусства. И все усилия музейщиков нацелены на организацию выставок современных художников. Очевидно, что пришло время задуматься о создании такого учреждения, которое бы достойно представляло зрителям творчество дзержинских живописцев и графиков от 1930-1940-х годов до наших дней и стало бы подлинным центром текущей художественной жизни.

В середине мая в одном из номеров «Репортера» появился очерк об известном живописце Михаиле Полякове. В интервью журналисту Сергею Анисимову мастер с убежденностью говорит о необходимости создать в городе художественный музей, коллекцию которого можно будет комплектовать за счет даров авторов. Нам хотелось бы продолжить данную тему и оценить реальные возможности и пути организации муниципальной картинной галереи, опираясь на анализ схожего опыта в других регионах страны.

Идея создания в городе художественного музея не нова. С ней не раз выступал коллекционер Владимир Иванович Смирнов (1957-2015), чье собрание живописных и графических произведений местных авторов по своему разнообразию и хорошему качественному уровню многих работ вполне могло бы составить основу фондов такого музея. Высказывались на этот счет и члены общественной организации «Краеведы Черноречья», действовавшей в городе в течение десяти лет (2000-2010) под руководством музейщика и педагога Зои Михайловны Припоровой. Но инициатива так и осталась лишь на словах. Причинами тому были и незаинтересованность городских властей, и декларативный характер заявлений энтузиастов, желающих добиться результата, но не имеющих для этого возможностей, и реальные трудности организации картинной галереи.

Любой музей – это сложный комплекс взаимосвязанных направлений работы: комплектование, учет и хранение фондов, научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, просветительская и образовательная деятельность. Не говоря уже о поиске подходящего здания и оборудования его всем необходимым для обеспечения сохранности собрания и для удобства посетителей. Потребуются не только существенные финансовые вложения, но и огромные организационные и интеллектуальные усилия, рассчитанные не на быстрый успех, а на многолетнюю перспективу, в которой получение прибыли никогда не окажется на первом месте: музей не может и не должен превратиться в одну из форм бизнеса, его некоммерческий статус определен законодательно. Последнее обстоятельство явно отталкивает от идеи представителей власти, которые могли бы заняться ее реализацией, и представителей делового мира, которые могли бы поддержать данное начинание. Однако все трудности преодолимы, если объединить усилия администрации, профессионального сообщества, художников, меценатов, тем более что будущий музей, всецело посвященный творчеству художников одного города на протяжении всей его истории, обладал бы неоспоримым своеобразием, выделяющим его на музейной карте России.

Существуют все условия для того, чтобы сделать его экспозицию интересной и насыщенной: в художественном наследии Дзержинска есть что показать зрителям. Уже в 1930-1950-х годах в городе сложился круг талантливых, увлеченных и преданных традициям отечественного реализма художников (Н.К. Гусельников, А.П. Шаферов, В.Ф. Константинов, М.П. Захлестин и другие), были проведены первые выставки. В 1960-1980-х годах дзержинцы начали принимать участие в областных, зональных, всероссийских выставках. Открытая в 1955 году художественная школа стала одной из лучших в РСФСР. Художники активно включились в работу по оформлению интерьеров и фасадов общественных зданий города. Среди мастеров, достигших в это время творческой зрелости, необходимо вспомнить А.И. Фролова, Н.А. Чернобровцева, В.Н. Смирнова, Б.И. Синалеева, В.И. Ганьшина. Что же касается современной художественной жизни Дзержинска, ее многообразию могут позавидовать иные крупные областные центры. Всероссийским признанием пользуется живопись Николая Бурдастова, Юрия Пешехонова, Марины и Михаила Поляковых. В изданный в 2010 году справочник о дзержинских художниках вошло 88 персоналий. С тех пор появились новые имена. Неслучайно ежегодные выставки «Городу подаренные краски» неизменно получаются пусть и довольно неровными по качеству экспонатов, но масштабными по числу участников и чрезвычайно разнообразными по тематике, манере исполнения, технике произведений.

Проводимые краеведческим музеем выставки в полной мере отражают современное состояние изобразительного искусства в городе. Музей строит свою выставочную деятельность так, чтобы показать творчество художников разных поколений и эстетических ориентаций, профессионалов и любителей. (Традиция регулярного проведения персональных, групповых, коллективных выставок была заложена еще предыдущим директором Татьяной Николаевной Ежовой.) Однако эта заслуживающая высокой оценки работа никак не компенсирует отсутствие историко-искусствоведческой экспозиции, и человек, желающий познакомиться с прошлым дзержинского искусства, может сделать это лишь по отдельным публикациям, а посмотреть произведения попросту негде.

Между тем в фондах городского музея сложилась исключительная по своей значимости коллекция работ местных художников, и остается сожалеть, что зрители видят их только на крайне редких выставках. Яркой и запоминающейся получилась, например, временная экспозиция, устроенная в начале 2015 года и впервые демонстрировавшая произведения классиков дзержинского искусства 1940-1960-х годов. А сколько еще картин и графических листов в запасниках музея ждут изучения, подчас реставрации, экспонирования!

Если необходимость в художественном музее как в важном компоненте культурной жизни города не вызывает сомнений, то каковы возможности и пути его организации? В России существует ряд успешно функционирующих художественных музеев муниципального подчинения. Некоторые из них были учреждены в советское время. Так, в городе Чайковский Пермского края художественная галерея была создана в 1970 году как филиал Пермской галереи и сейчас является муниципальным учреждением. В основу ее собрания легла частная коллекция произведений русского искусства, а сотрудники сосредоточились преимущественно на собирании творчества художников региона, в результате чего в 1986 году был открыт отдел современного искусства Урала. Как филиал Куйбышевского (Самарского) художественного музея возник художественный музей в Тольятти (1987 г.), в 1992 году ставший самостоятельной организацией. Другие музеи создавались в совершенно иных социально-экономических условиях уже в  90-х годах. Уникальным примером объединения интересов городской администрации и крупного бизнеса в лице ОАО «Сургутнефтегаз» в реализации культурной инициативы может служить Сургутский художественный музей, основанный 1 ноября 1992 года. Благодаря поддержке руководства городского округа и при участии меценатов стало возможным приобретение картин К.А. Коровина, Н.П. Крымова, К.С. Петрова-Водкина, рисунков русских художников XIX – начала ХХ столетия, но основные направления комплектования коллекции связаны все же с местным наследием от предметов археологии до произведений современных художников Севера и Западной Сибири. Разумеется, мы не проводим прямых аналогий, потому что экономическая ситуация в муниципальных образованиях абсолютно различна, но пример Сургута чрезвычайно показателен: теперь музей стал визитной карточкой города, ранее малопримечательного в плане развития искусства не только в отечественном, но и в европейском культурном пространстве.

Подобного рода пример есть и в Нижегородской области. Речь идет о районной картинной галерее в Большом Болдине, открытой в 2007 году и в настоящее время хранящей около 600 произведений, большая часть которых посвящена Пушкину и Болдинской земле. Галерея ведет активную выставочную деятельность, сотрудничая с художниками не только Нижнего Новгорода, но и соседних областей и республик, организует межрегиональные пленэры, а в прошлом году на достойном научном и полиграфическом уровне выпустила альбом-каталог своего собрания, подготовленный под руководством нижегородского искусствоведа Н.В. Квач.

По организационно-правовой форме будущий музей может быть как независимым учреждением, так и структурным подразделением краеведческого музея. Преимуществом первого варианта является возможность учреждения самостоятельно выстраивать свою деятельность, во втором – создание музея значительно облегчится и ускорится благодаря тому, что будет задействовано уже сложившееся собрание. Вполне допустим и вариант передачи предметов из «старого» музея «новому», что также практикуется. Во всяком случае, первыми шагами к осуществлению задуманного должны стать создание рабочей группы по подготовке концепции будущего музея в составе представителей муниципалитета, искусствоведов, художников, поиск подходящих помещений и начало формирования коллекции.

Подведем итоги. Создание картинной галереи – настоятельная потребность культурной жизни города, укрепления его позитивного имиджа, дальнейшего развития социальной сферы Дзержинска. Художественное наследие и современное изобразительное искусство города таковы, что позволяют создать насыщенные, интересные, аттрактивные музейные экспозиции, развернуть на их основе просветительскую и образовательную деятельность, организовать работу в рамках планов администрации по привлечению в город туристов. Музей, объединяющий постоянную экспозицию, которая дает историческую ретроспективу развития изобразительного искусства Дзержинска, и выставочные залы, не только станет важным культурным центром, но и позволит «разгрузить» фонды краеведческого музея, сотрудникам же – сосредоточиться на работе по изучению и представлению прошлого города, а нынешние выставочные пространства использовать именно для исторических, а не художественных выставок. Такое разделение наверняка пойдет на пользу краеведению. Наконец, опыт других муниципальных образований убеждает в том, что организационные, материально-технические, кадровые сложности отнюдь не являются непреодолимыми препятствиями для создания и успешного функционирования муниципальных художественных музеев.

Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.

Ещё новости о событии:

ПРЕСС-РЕЛИЗ 5 июля 2018 года Нижегородский государственный художественный музей отмечает день рождения – 122 года 5 июля 2018 года с 15.00–20.00 на Верхневолжской набережной,
11:40 05.07.2018 Большемурашкинский район - Большое Мурашкино
Нужен ли Дзержинску художественный музей? - Репортер и время
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов оценил реальные возможности и пути организации муниципальной картинной галереи.
10:50 05.07.2018 Репортер и время - Дзержинск
 
По теме
21 и 22 июля 2018 года – впервые в истории города Городца пройдут сразу два праздника – 866 –летие города и ХVII Всероссийский фестиваль «Мастеров народных братство».
Сформирован состав экспертной комиссии для оценки кандидатов на пост министра культуры Нижегородской области.
5 июля 2018 года с 15.00–20.00  на  Верхневолжской набережной, 3  пройдет празднование дня рождения НГХМ – самого старого художественного музея нашего города, родоначальника всех галерей и выставочных залов Нижнего Новгорода.
5 июля 2018 года с 15.00−20.00 на Верхневолжской набережной, 3 пройдет празднование дня рождения НГХМ — самого старого художественного музея нашего города, родоначальника всех галерей и выставочных залов Нижнего Новгорода.
Переходи дорогу правильно - Газета Знамя ОГИБДД ОМВД России "Володарский" вместе с помощниками из отряда ЮИД и учениками 5 В класса школы № 1 провели информационно-пропагандистскую акцию "Перехожу дорогу правильно!",
Газета Знамя
Чем опасен алкоголизм - Газета Лукояновская правда Алкоголизм — это заболевание, поражающее человека медленно и незаметно для него и окружающих.
Газета Лукояновская правда
Миелома , также известная как миеломная болезнь или множественная миелома, является злокачественным заболеванием крови, который воздействует на плазматические клетки, ответственные за производство антител (и, соответственно,
ГБУЗ НО НОКОД
Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» - Администрация г. Дзержинск Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» В Нижегородской области подвели итоги ежегодного театрального фестиваля «Премьеры сезона».
Администрация г. Дзержинск
Они родом из военного детства - Газета Знамя Уже более тысячи жителей Володарского округа стали обладателями нагрудного знака "Дети военного времени", ещё 500 человек получат его в самое ближайшее время.
Газета Знамя
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета День города. Нижний Новгород На минувшей неделе, в преддверии Дня работника культуры и Дня театра, состоялось вручение театральной премии «Нижегородская жемчужина» и других профессиональных наград работникам культуры.
Газета День города. Нижний Новгород